Светлана Гринина
«Воздушный океан». НОД для детей подготовительной группы детского сада
Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе и его свойствах; способствовать развитию умения составлять рассказы об основных причинах загрязнения воздуха, формированию интереса к экспериментальной работе; ознакомлению с природным явлением «ветер», причинам его возникновения; развитию логического мышления воспитанников, вызвать интерес к природным явлениям, заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Публикация «„Воздушный океан“, НОД для детей подготовительной группы детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду», дидактическая игра «Мыльные пузыри», загадывание загадок о воздухе и ветре, слушание фрагментов из сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», изготовление вертушек, игры с ними.
Материал: видеоматериалы с изображением ветра, бури и т. д., источниками загрязнения воздуха; воздушный шарик; иллюстрации «лес», «ветряная мельница»; кубик, парашютик, стакан, губки, горсть земли, тазик с водой, полоски бумаги.
Ход НОД
Загадка: «Такой большой, что занимает целый мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет». (воздух)
Летунчик: а что вы знаете про воздух?
Дети: он невидим, прозрачен, безцветен.
Летунчик: есть ли в комнате воздух?
Дети: если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.
Воспитатель: ребята, а вы хотели бы на некоторое время стать волшебниками и совершать чудеса?
Дети: да.
Воспитатель: а чтобы вы почувствовали себя настоящими волшебниками, мне поможет волшебная палочка.
Взмахивает волшебной палочкой.
Опыты «Свойства воздуха»
Опыт № 1. «Воздух находится среди нас»
Дети берут камушек и опускают в воду, они видят, как вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха. В морозную погоду, выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар – это теплый воздух в окружении холодного.
Опыт № 2. «Воздух при нагревании расширяется»
Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденем на ее горлышко шарик, поставим бутылку в миску с горячей водой. Шарик стал надуваться (воздух при нагревании расширяется). Теперь опять поставим бутылку в холодильник. Шарик при этом спустился (воздух при охлаждении сжимается).
Опыт № 3. «Обнаружение воздуха»
Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, - в стакане появляются пузырьки воздуха.
Опыт № 4. «Изготовление парашюта»
Сделать маленький парашют. Показать, что, когда парашют опускается, воздух под ним надувает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
Опыт № 5. «Воздух невидим»
Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Берем ароматизированные салфетки, апельсины и т. д. и предлагаем постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт № 6. «Воздух имеет вес»
Воздух имеет вес. Положим на чашки весов надутый и не надутый воздушные шарики : чашка с надутым шариком перевесит.
Опыт № 7. «Воздух можно услышать»
Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать. Воздух постоянно перемешивается. Движение воздуха – это ветер.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч играющим, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» названием птиц. При слове «огонь» все должны повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему. Ошибающийся выбывает из игры.
Воспитатель: ребята, проводя эксперимент вы правильно отметили, что ветер – это движение воздуха.
Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране» с просмотром видеоматериалов с изображением ветра, бури и т. д., источниками загрязнения воздуха.
Список литературы:
1. Бондаренко, Т. М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012г.
2. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012г.
3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2007г.
4. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.