МААМ-картинки

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами керамики»

Коваленко Олеся Олеговна
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами керамики»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

1. Образовательные:

знакомить детей с керамикой, с её свойствами (водонепроницаемая, непрозрачная, звучит, распадается на куски от удара, шершавая или гладкая на ощупь, легко покрывается краской, глазурью, тяжёлая, закреплять способы обследования предметов, упражнять в использовании условно-символических моделей;

2. Развивающие :

развивать речь и логическое мышление детей, умение подбирать антонимы, отвечать предложениями разной конструкции в зависимости от вопроса;

3. Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Ознакомление со свойствами керамики“» размещена в разделах

воспитывать выдержку, умение работать вместе, не мешая друг другу.

Активизация словаря: водонепроницаемая, тяжёлая, хрупкая, шершавая, гладкая, непрозрачная.

Обогащение словаря: глазурь, керамика.

Материалы: всевозможные изделия из керамики : кружка, ваза, подставка для свечей, цветочный горшок, керамические статуэтки, сувениры, набор условно-символических моделей.

Предварительная работа: подбор изделий из керамики, изготовление условно-символических моделей, предшествующее ознакомление детей со свойствами стекла.

Ход НОД:

Воспитатель: на прошлой неделе я случайно открыла свой почтовый ящик и обнаружила там письмо. Из письма я узнала, что моя бабушка собирается заняться пересадкой комнатных растений, но без моей помощи не справится. Нелёгкое это дело – пересаживать цветы весной, да ещё и бабушке. Когда я приехала в деревню, она уже занималась пересадкой растений. Несколько молодых растений красовались в цветочных горшках. Из чего, ребята, как вы думаете, изготавливают горшки для цветов?

Дети: Их изготавливают из глины.

Воспитатель: Вы думаете, из глины? Вот я сначала подумала, что их изготавливают из стекла. Поливая цветы, я заметила, что материал, из которого изготавливают цветочные горшки, водонепроницаемый, не пропускает воду. Поэтому для того, чтобы лишняя вода стекала в поддон, на дне горшков делают специальное отверстие. Давайте попробуем налить воду в стеклянную вазу. Не течёт?

Дети: Не течёт.

Воспитатель: А теперь нальём воды в цветочный горшок (без отверстия на дне). Вода не вытекает?

Дети: Да, не вытекает.

Воспитатель: Вот я и решила, что это стекло. Смотрите, ребята, я провожу рукой по изделию и рука моя сухая, она не промокла. Итак, ребята, каким свойством обладает изучаемый нами материал?

Дети: Он водонепроницаемый.

Воспитатель: Да, верно, ребята. Именно то, что он водонепроницаемый отражено на этой карточке (прикрепляю соответствующую карточку на доску).

Воспитатель: Когда я попыталась поднять горшок, то он оказался довольно тяжёлым. Оля, выйди, пожалуйста, подними горшок, что ты можешь сказать об его весе.

Оля: Он тяжёлый.

Воспитатель: Изделия из стекла тоже тяжёлые, особенно если они изготовлены из толстого стекла, чем толще стекло, тем тяжелее изделие. Оля, теперь попробуй поднять стеклянную вазу. Она тяжёлая или лёгкая?

Оля: Она тяжёлая.

Воспитатель: Ребята, изучаемый нами материал обладает весом, он довольно тяжёлый. Это свойство отображено на этой карточке (прикрепляю карточку на доску). Итак, изделия из неизвестного материала и стекла тяжёлые. Это ещё больше убедило меня в том, что материал, из которого изготавливают горшки для цветов, называется стеклом. Для того, чтобы окончательно подтвердить своё предположение, я легонько ударила рыхлительной палочкой по горшку, раздался звук, похожий на звук, который издаёт стеклянная посуда. Вот какой звук получился, послушайте, ребята. (ударяю палочкой о стенку цветочного горшка, можно ударить о край керамической вазы, постучать внутри неё). А стекло, ребята, звучит?

Дети: Да, звучит.

Воспитатель: Послушайте, дети, как звучит стеклянная посуда (ударяю по стеклянной вазе палочкой). Каким свойством обладают стекло и неизвестный материал?

Дети: Они звучат.

Воспитатель: Да, верно, они звучат, издают мелодичный звук. Вот какая карточка соответствует этому свойству (прикрепляю карточку на доску).

Когда я помогала бабушке пересаживать растения, то нечаянно задела один горшок, который стоял на самом краю стол, он упал… Ребята, как вы считаете, что с ним случилось?

Дети: Он разбился, раскололся.

Воспитатель: Всё верно, ребята, он раскололся, он хрупкий. Смотрите, что от него осталось (показываю осколки расколовшегося горшка). Итак, наш материал при сильном ударе, разбился. Посмотрите, ребята, как это свойство отображено на карточке (прикрепляю её на доску). А стекло, дети, тоже бьётся или нет?

Дети: Да, бьётся.

Воспитатель: Сомнений нет! Значит это стекло! (указываю на керамический горшок). Но потом я вспомнила, что у стекла есть ещё одно очень важное свойство, позволяющее определить, что это действительно стекло. Какое свойство стекла мы с вами ещё не назвали? Кто самый внимательный и сообразительный?

Дети: Стекло прозрачное!

Воспитатель: Правильно, ребята, вы верно догадались, стекло прозрачное. А материал, из которого изготавливают цветочные горшки, оказался непрозрачным. Я никак не могла увидеть через стенку горшка землю и корни растений, а через стекло, дети, мы можем увидеть всё, что угодно. Смотрите, ребята, я положу в горшок шарик. Вы его видите?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: А теперь я положу этот же самый шарик в стеклянную вазу, вы его видите?

Дети: Да, видим.

Воспитатель: Если мы не видим ничего через стенку цветочного горшка, то значит каким свойством обладает материал, из которого изготовлен этот горшок?

Дети: Он непрозрачный.

Воспитатель: Да, ребята, этот материал действительно непрозрачный. Обратите внимание на то, какая карточка соответствует этому свойству (демонстрирую карточку). Но стекло то ведь прозрачное, а через стенки изделий из этого материала ничего не видно. Значит это не стекло! Но если это не стекло, тогда что же? Я спросила у бабушки. Она сказала мне, что цветочные горшки изготавливают из керамики. Керамика – это глина, обожжённая в специальных печах. То есть материал, который я сначала приняла за стекло, называется керамикой. Этот материал имеет много свойств схожих со свойствами стела и одно отличительное свойство - изделия, изготовленные из керамики, непрозрачные. Неизвестный материал называется керамикой. Давайте вместе проговорим это слово – КЕРАМИКА.

Оказывается, что из керамики изготавливают не только цветочные горшки и вазы, но и многое другое. Дети, посмотрите, сколько разнообразных вещей у меня на столе. Все они изготовлены из керамики. (Дети рассматривают и трогают руками понравившиеся предметы, отмечают, что некоторые из них шершавые, а некоторые гладкие). Ребята, обратите внимание на то, что некоторые изделия гладкие и блестят. Они покрыты глазурью. Повторим новое слово вместе – ГЛАЗУРЬ. А теперь произнесём его по слогам – ГЛА-ЗУРЬ.

Ребята, мы с вами так долго разбирались со свойствами керамики, что теперь самое время отдохнуть.

Физминутка:

Поднимаем руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но занятие ещё не закончилось. Сейчас мы поиграем с вами в игру противоположностей. Я буду называть слово, вы – противоположное по смыслу. Например:

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны! (Сычев В. Н.)

За каждый правильный ответ вы будете получать фант. Кто знает ответ, тот поднимает руку, ответ не выкрикивать. Первый раз попробуем вместе (большой – маленький).

Слова для игры:

Высокий (низкий, много (мало, весёлый (грустный, хорошо (плохо, конец (начало, длинный (короткий, левый (правый, острый (тупой, храбрый (трусливый, правда (ложь, мир (война, чистый (грязный, мокрый (сухой, умный (глупый, друг (враг).

Воспитатель: Теперь, ребята, посчитайте свои фанты. У кого больше всех? Тот, у кого больше всех фантов, будет моим помощником (ребёнка – победителя вызываю к себе и вместе с ним обобщаю для детей свойства керамики).

Итог:

Итак, ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились на занятии?

Дети: Мы познакомились с керамикой.

Воспитатель: Что такое керамика?

Дети: Керамика – это обожжённая в специальных печах глина.

Воспитатель: А теперь по очереди каждый скажет наиболее запомнившееся свойство керамики, а Паша (ребёнок – победитель) будет поднимать соответствующую карточку.

Ребята, вы сегодня были молодцы, мне понравилось с вами работать, наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов» для первой младшая группаКонспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов» для первой младшая группа Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: учить различать и.

Конспект НОД по речевому развитию «На помощь к Федоре Егоровне» в старшей группе Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой,.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группеКонспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема:Рассказывание по схеме. Рекламируем мороженое. Цель: совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми;.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку» ОО «Речевое развитие» Цель: - совершенствование форм и методов работы по развитию у дошкольников художественно-речевой активности в процессе.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна пришла»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна пришла» ЗАДАЧИ: - Закреплять знания детей о весенних изменениях живой и неживой природы; - Вспомнить названия весенних месяцев, времён года; - Закреплять.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Цель: Развивать диалогическую и монологическую речь детей через расширение представлений о зиме. Задачи: - систематизировать представления.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова»Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова» Программное содержание 1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Н. Носова, познакомить детей с его биографией 2. Обогащать речь пословицами,.

Конспект ОД по речевому развитию «В гостях у сказки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3», г. Данков Конспект ОД по речевому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами керамики»
Опубликовано: 4 марта 2023 в 13:51
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами керамики»» (включая файлы) размещена пользователем Коваленко Олеся Олеговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД