Лидия Васильевна Шигеева
Конспект НОД по развитию ЗКР в средней группе «Путешествие в страну Звукляндию. Звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение правильному произношению звука «ч» изолированно, в слогах, в словах.
Задачи: Познакомить со звуком «ч».
Уточнить произношение звука «ч» в изолированном виде, слогах, словах.
Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Воспитывать желание научиться произносить все звуки.
Публикация «Конспект НОД по развитию ЗКР в средней группе „Путешествие в страну Звукляндию, Звук [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Предварительная работа: дидактические игры по ЗКР «Придумай слово на заданный звук», «Улитка», «Волшебный сундучок», «Сказки о весёлом язычке»; игры с зеркалом «Солнечные зайчики»; рассматривание иллюстраций «Явления природы», пальчиковые игры по развитию речи.
Материал: герои из уголка по развитию речи «Губы» и «Язычок», зеркало, игрушки для лесной полянки – деревья, белка, заяц, лиса, волк, медведь; атрибуты к игре «Скажи ласково», зеркало, ручеёк из голубой бумаги, конверт с письмом на воздушном шарике, сундучок с конфетами.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Что это у него на ниточке?
Дети: На ниточке конверт.
Воспитатель: Воздушный шарик принёс нам письмо. Давайте посмотрим, откроем его. Читаю: «Дорогие дети! Приглашаю вас в путешествие в страну «Звукляндию». Ваш знакомый солнечный лучик. Буду рад встрече».
Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в путешествие? Хотите узнать, почему так называется страна «Звукляндия»?
Дети: Очень хотим.
Воспитатель: Дети, Звукляндия – это страна, где живут разные звуки. Какие звуки вы знаете?
(Дети называют разные звуки).
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (называют).
А на чём вы хотели бы отправиться?
Дети: На поезде.
Воспитатель: Хорошо! Отправляемся на поезде. Занимайте места в вагончике (дети встают друг за другом паровозиком).
Воспитатель: Какую песенку поёт паровозик?
Дети: Чух – чух – чух!
Воспитатель: И так, поехали! «Чух, чух, чух,чу. Я лечу, лечу, лечу. Опоздать я не хочу!» Приехали! (дети рассаживаются на стульчики)
Нас встречает знакомый солнечный лучик (направляю зеркало на солнце, появляется солнечный лучик).
Воспитатель: Подставьте ладошки к солнечному лучику. Скажите, какой солнечный лучик? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, а где живут солнечные лучики? (ответы детей)
Воспитатель: Солнечные лучики – это руки солнца. Они весёлые, озорные, любопытные. Куда заглянет солнечный лучик, становится светло, тепло и радостно! Раскройте свои ладошки, солнечный лучик прикоснётся к каждому вашему пальчику, почувствуйте его ласку и тепло.
Проводится пальчиковая игра «Солнечные лучики».
Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово «луч». Какой последний звук вы слышите в этом слове? (звук «ч»)
Воспитатель: Давайте попробуем произнести звук «ч». Получается? Нам сейчас помогут наши друзья – губы и язычок (выставляю изображения «губы» и «язычок»).
Чтобы правильно и чётко произнести звук «ч», округляем губы и слегка выставляем их вперёд; верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба; посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки. Поднесите руку ко рту. Чувствуете?
Давайте покажем лучику, как можно громко произносить звук «ч» (произносят). А теперь попробуем произнести звук «ч» тихо (произносят). Лучику понравилось, как вы произносите звук «ч».
Воспитатель: Дети, посмотрите, наш лучик побежал по столу и остановился. Здесь ещё один конверт. Посмотрим, что в нём? В конверте загадки.
Послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать:
Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В тёмные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик (перчатки).
Ножек нет, а скачет –
Упадёт, не плачет (мяч).
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим! (часы)
Пушистая вата плывёт куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе! (туча)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке! (удочка)
Воспитатель: Какой новый звук вы слышите в словах : перчатки, мяч, часы, туча, удочка?
Дети: Звук «ч».
Воспитатель: У нас появился новый друг – звук «ч».
Давайте поиграем с ним.
Повторяйте за мной:
Ча – чо – чу – чи.
Чи – чу – ча – чо.
Чо – чи – чу – ча.
Ча – ча – ча - увидали грача.
Чу – чу – чу – молоточком стучу.
Чо – чо – чо – греет солнце горячо.
Чок – чок – чок – в кормашке пятачок.
Оч – оч – оч – наступила ночь.
Молодцы! Все старались правильно произносить звук «ч».
Воспитатель: Посмотрите, наш лучик продолжает путешествие. Давайте и мы пойдём вместе с ним.
Приглашает лучик нас на лесную полянку поиграть.
Проводится игра «День – ночь» (день – птички летают, ночь наступает – птички летят в гнёзда и засыпают, солнечный зайчик играет вместе с детьми).
Воспитатель: Молодцы! Весело играли. Солнечный лучик порадовался вместе с вами. Отдохнули?
Воспитатель: Солнечный лучик побежал дальше. Давайте поспешим за ним.
Дети, посмотрите, где остановился лучик? (лучик остановился около извилистой голубой полоски, похожей на ручеёк).
Воспитатель: На что похожа эта голубая полоска? ( ответы детей: на тучку, на дорожку, на ленточку, на небо, на речку, на ручеёк).
Воспитатель: Захотел лучик поиграть с водичкой в ручейке. Побежал лучик по водичке. Засверкала, заискрилась водичка в ручейке.
Давайте попросим водички у ручейка и мы. Я буду читать стихотворение, а вы запоминайте слова, в которых есть звук «ч» :
«Ручеёк, ручеёк.
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем, калачом
И пирог мы испечём!
И, сверкая под лучами,
Засмеялся ручеёк;
Быстро прыгнул
С камня в чайник –
Дал водички на чаёк!»
Воспитатель: Какой звук часто повторяется в стихотворении? (звук «ч», дети называют слова со звуком «ч»).
Воспитатель: Давайте вместе повторим стихотворение: я начну, а вы помогайте (проговариваем).
Воспитатель: Солнечный лучик приглашает нас дальше путешествовать. Осветил он полянку в лесу. Кто – то прячется за кустиком? Кто это? (появляется игрушка заяц).
Расскажите, какой он? (дети рассказывают о зайце, затем по очереди появляются лиса, белка, волк, медведь; дети рассказывают о каждом из них).
Воспитатель: Ребятки, когда солнечный лучик касается чего – то, становится тепло. Лучик он очень ласковый.
Захотелось ему услышать ласковых слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Звук «ч» - он очень мягкий звук,
Конечно, не обойтись без его услуг.
Давайте назовём ласково лесных жителей ( называют: заяц – зайчик, лиса – лисичка и т. д.)
Воспитатель: Дети, лесные жители хотят с вами поиграть. Они раздадут вам картинки с изображением разных предметов, а вы назовите слово так, чтобы в нём был слышен звук «ч». Проводится игра «Скажи ласково».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся с лесными жителями и отправимся дальше.
Воспитатель: Дети, посмотрите – ка, как радуется наш солнечный лучик. Чему же он так рад?
Ребята, да он нашёл под деревом сундучок, да не простой, а волшебный сундучок.
Ой, а сундучок закрыт. Что же делать, как нам его открыть? (дети предлагают разные способы). У меня есть только обычный ключик. Сундук не открывается.
Воспитатель: Придумала! А давайте придумаем и назовём слова, в которых есть звук «ч». Проводится игра «Придумай слово со звуком «ч».
Воспитатель: Нет, не открывается! Сундучок волшебный и слова должны быть волшебные. Я знаю волшебные слова, послушайте:
«Чики – чики – чики – чок,
Открывайся, сундучок!»
Давайте повторим эти волшебные слова громко, может сундучок откроется.
Получилось! Посмотрим, что в нё м: конфеты (сюрпризный момент). Они с разной начинкой. Посмотрите, что нарисовано на фантике конфеты и назовите начинку: начинка из клубники – значит начинка клубничная,
Из черники – черничная,
Из земляники – земляничная,
Из яблока – яблочная,
Из сгущённого молока – молочная,
Из сливок – сливочная.
Воспитатель: Сундучок предлагает угоститься конфетами. Давайте угостим солнечного лучика и скажем ему спасибо за интересное путешествие.
Нам пора возвращаться. Занимайте места в вагончиках нашего поезда. Поехали! «Чух – чух – чу – чу – чу,
Далеко я укачу!»
Занятие закончено.