Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ж]» (2 фото)

Елена Созоненко
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: "Звуковая культура речи: звук (ж)"

Программные задачи: Продолжать знакомить детей со звуком (ж); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; учить произносить звук (ж) медленно - быстро, громко – тихо; составлять схемы расположения звука (ж) в начале и в конце слова; активизировать и расширять словарный запас по теме. Развивать фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи. Воспитывать партнерские отношения в процессе выполнения заданий, умение взаимодействовать в игре.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуковая культура речи: звук [ж]“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); наглядные (показ, иллюстрация); игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); практические (упражнения на закрепление знаний).

Предварительная работа: разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток.

Дидактический материал: предметные картинки, игрушки, «звуковые часы», аудиозапись песни А. Спадавеккиа и Е. Шварца «Добрый жук».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказали б ничего» (язык)

Для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)

Где находится язык? (во рту, это его домик)

Что ещё находится во рту? (зубы)

Как работает язычок? Покажите (дети показывают)

Что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит)

Воспитатель: Чтобы хорошо работать, язычок должен делать гимнастику.

Артикуляционная гимнастика (дети встают в круг)

1. Упражнение «Лошадка»

Я - веселая лошадка, темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

(дети, щелкая язычком, движутся по кругу)

2. Упражнение «Часики».

Тик-так, тик-так, Язычок качался так.

Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

3. Упражнение «Лопатка»

Язык лопаткой положи и под счёт его держи.

Раз- два- три- четыре- пять! Язык надо расслаблять!

Воспитатель: А теперь поиграют наши пальчики.

«Раз - два – три – четыре – пять (разжимают и разжимают кулачки)

Пошли пальчики гулять (загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – рыл песок, этот делал пирожок,

Этот с горки катался, этот в травке валялся,

Этот умницей был, хорошо говорил!

Основная часть

1.Воспитатель: - Ребята, когда Язычок сидит в своем домике (это где) он любит петь разные песенки. Какие песенки знает наш Язычок? (водички: с-с-с-с, комарика: з-з-з-з, сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш)

Недавно Язычок разучил новую песенку. Какую? (песенку жука). Подскажите Язычку, где он должен находиться, чтобы правильно спеть песенку жука (вверху, спрятаться за верхними зубами). Поможем Язычку спеть песенку жука (все: ж-ж-ж, затем несколько детей по очереди).

Ребята, а вы заметили, что эта песенка чем-то похожа на песенку сердитых гусей. Напомните ее мне? (ш-ш-ш). Вот только песенка жука поется звонче, потому что ее поет не только Язычок, но и горлышко. Приложите ладонь к горлышку и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, вы почувствовали это? Давайте послушаем, получится ли звонкая песенка у … (спрашивает нескольких детей по очереди)

А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко? (отвечают несколько детей по очереди)

Предлагаю всем вместе спеть песню маленького жука и большого жука. Как будем петь песню маленького жука? (тихо) А песню большого жука? (громко) Поем песню маленького жука (ж-ж-ж, а теперь - большого жука (поют все вместе и по очереди). Замечательно. Очень хорошо пели.

2. Язычок очень любит играть в разные игры - игры со словами.

Есть одна игра для вас, я начну стихи сейчас; я начну, а вы кончайте – хором дружно отвечайте (игра «Подскажи словечко»)

1. Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот)

2. Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (жираф)

3. Скоро белые метели снег поднимут от земли,

Улетают, улетели, улетели … (журавли)

4. Дедушка ежок, не ходи на бережок,

Там растаял … (снежок, заливает … (лужок,

Ты промочишь … (ножки, красные … (сапожки)

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вы заметили, что во всех подсказанных вами словах звучит одна и та же песенка, один и тот же звук. Это песенка кого? (песенка жука) А звук? (ж)

3. – Предлагаю поиграть в игру «Жуки» (физкультминутка)

- Жуки расправили крылья и полетели в лес (дети вытянули руки в стороны и долго тянут: ж-ж-ж). Сначала они летели быстро, потом медленно, наконец устали и сели отдохнуть на полянке (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели; зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели (2р.)

- Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:

4. Игра «Повтори словечко». Дети, посмотрите, что изображено на картинках? (желудь, снежинка, нож) Послушайте, как произносится звук «ж» в этих словах, и попробуйте сказать также, как я: жжжелудь, снежжжинка, ножжж. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт … (несколько детей произносят по очереди). Определим местоположение звука «ж» (в начале и в конце слова, составим схемы.

5. – Я знаю много слов, в которых есть звук «ж»: жжжаворонок, кружжжиться, жжжарко, пожжжар, жжжасмин. У вас в «чудесном мешочке» находятся карточки с предметами, в названиях которых есть звук «ж» (дети передают мешочек по кругу и произносят слова с выделением звука «ж»).

6. – Иногда звук «ж» прячется, тогда слово нужно изменить, чтобы его услышать. Предлагаю поиграть в игру «Измени словечко»:

Большой – это медведь, а маленький … (медвежонок);

У взрослых – ноги, а у малышей … (ножки)

У взрослых – сапоги, а у малышей … (сапожки)

Снег состоит из множества маленьких … (снежинок)

У папы большой флаг, а у сына маленький … (флажок)

Зимой холодно, а летом (жарко)

Летом листья зеленые, а осенью (желтые)

Комар пищит, а жук (жужжит)

7. - Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте угадаем его имя, оно начинается со звука «ж» (Женя). Правильно. Посмотрите на игрушки и подарите Жене те игрушки, в которых есть звук «ж» (жук, жираф, жеребёнок, медвежонок, ёжик). Хорошо, молодцы. А почему остались собака, кубик, машинка? (в них нет звука «ж»). А как называют того, кто не хочет делиться игрушками? (жадина) Нужно делиться игрушками, играть как? (дружно)

8. - Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их Жене:

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, как-то уж приполз к ежу.

Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, я с ежатами дружу.

Же-же-же, мне домой пора уже.

Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.

-Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить звук «ж».

9. - А теперь возьмите в руки «звуковые часы». Предлагаю вам рассмотреть все предметы на «звуковых часах» и определить, в каких словах есть песенка жука, т. е. есть звук «ж». Направьте на них стрелочки. Будьте внимательны.

Заключительная часть

Воспитатель: - Дети, сегодня вы все очень хорошо работали, были активны, я вами довольна. Вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?

- Познакомились с новой песенкой – песенкой жука и новым звуком «ж»;

- Учились определять этот звук в словах и составляли слова со звуком «ж»;

- Учили чистоговорки;

- Читали стихи со звуком «ж».

- А теперь, чтобы поддержать наше радостное настроение, я предлагаю спеть песню «Добрый жук» (муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц) и сплясать под нее. Жука выберем считалкой:

Жжжук упал, и встать не можжжет,

Жжждёт он, кто ему поможжжет.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ж]»
Фото «Звуковая культура речи: звук [ж]»
Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО речевому развитию «Звуковая культура речи: Звук [Ж]» в средней группе Задачи: показать детям артикуляцию звука «ж»; упражнять детей в правильном и четком произнесении звука «ж» (изолированного, в слоге, в словах);.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи, звук [Ш]» Тема: «Звуковая культура речи: звук «ш»[/b] Цель: Познакомить со звуком «Ш», научить его произносить, находить слова, в которых есть звук.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Звуковая культура речи: звук [з]-[з’]» Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]» Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звук з-зь " Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить,.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук з-зь» Воспитатель: Соловьева Т. А. Цель: Познакомить.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [Ж]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных.

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи «Звук [Т]» для младшей группы Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи (звук т) младшая группа. Программное содержание: упражнять детей в правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [Ч]» в группе среднего возраста Программное содержание: - Познакомить со звуком Ч; - Уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах; - Закрепить навык произношения.

НОД по развитию речи шшшшш «Звуковая культура речи: Звук — С»НОД по развитию речи шшшшш «Звуковая культура речи: Звук — С» Ход НОД Вводная часть - Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) - А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются.

Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» Тема: Звуковая культура речи: звук ш. Задачи: -Упражнять в правильном произношении звука ш -Способствовать формированию умения четко произносить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ж]»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 20:13
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ж]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Созоненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД