Ирина Белякова
НОД по развитию речи шшшшш «Звуковая культура речи: Звук — С»
Ход НОД
Вводная часть
- Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
- А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
- И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
- «Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
Основная часть.
Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.
-Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Да это же кукла Грязнуля!
Черные ладошки;
На локтях —дорожки…
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
— Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой? (умыть).
Публикация «НОД по развитию речи шшшшш „Звуковая культура речи: Звук — С“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.
Воспитатель.
— Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как мыс ребятами буду делать разные упражнения.
Проводится артикуляционная гимнастика.
1. Упражнения для губ.
— «Улыбка»
Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.
-«Трубочка»
А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.
2. Упражнение для языка.
-«Покусаем язычок»
Воспитатель.
— Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.
Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.
3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.
-«Причешем язычок»
Воспитатель.
-А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель:
— Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.
Послушайте ее: «с-с-с-с»
Педагог произносит изолированный звук «с».
Воспитатель.
-Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть —чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей — поет негромкую песенку.
Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.
Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 — 6 индивидуальных проговариваний).
Воспитатель.
— А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).
Рано утром на рассвете.
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки и паучки.
— Даже серый зайка умывается.
Физкультминутка.
(Дети встают в круг)
— Вставайте в круг. Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.
Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается:
(дети выполняют движения как при умывании)
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
(движения в соответствии с текстом)
Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
(дети выполняют движения как при умывании)
Кто — то зайку напугал.
Зайка, прыг! И ускакал.
Воспитатель надевает маску лисы.
— Кого испугался зайка? (лису)
Педагог проговаривает чистоговорки.
Упражнение на сочетание звука «С» с гласными.
Са-са-са- бегает лиса.
Со-со-со-мне дали колесо.
Су-су-су-ягоды в лесу.
Сы-сы-сы-тикают часы.
Су-су-су – прогоним мы лису.
По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.
Воспитатель снимает маску лисы.
-Убежала лиса.
Воспитатель берет Грязнулю.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам
Стыд и срам!
— Давайте скажем Грязнуле:» Стыд и срам»!
Воспитатель.
— Ребята, давайте научим Грязнулю умываться (дети садятся на стульчики)
Помогут нам картинки.
Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.
Воспитатель.
— Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.
Воспитатель.
— А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся (дети встают в круг).
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Мы намылим наши ручки,
(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)
Раз — два — три, раз —два- три!
(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)
А над ручками, как тучки,
(выбрасывают руки вверх)
Пузыри, пузыри.
(хватательные движения руками)
3) Заключительная часть. -Молодцы ребята. Я очень довольна вашей работой. С каким звуком мы сегодня познакомились? А кто сегодня пришел к нам в гости? Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.