Екатерина Мигалева
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Задачи: учить детей связно пересказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; добиваться последовательности в изложении содержания.
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы, развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки.
Воспитывать у детей интерес к художественному слову, чувство товарищества, взаимопомощи и понимания; формировать связную речь, зрительную память, мышление
Словарная работа: захлебнуться, скорлупка, хвастливый.
Предварительная работа:
Беседа о писателе-художнике В. Сутееве.
Чтение сказок В. Сутеева.
Знакомство с малым жанром литературы: загадки, чистоговорки, поговорки.
Материал:
Текст сказки В. Сутеева «Кораблик», графические схемы, аудиозапись к физминутке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду.
Дети: Кораблик
Воспитатель: Совершенно верно! Сейчас я прочитаю вам сказку, которую написал В. Сутеев, а называется она «Кораблик» (Вывешиваю сюжеты из сказки)
3. Чтение сказки с последующим обсуждением.
«Кораблик»
1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
2. Пришли на речку.
3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и
Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы
годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
5. Стали думать. Думали-думали и придумали.
6. Пошел Цыпленок и принес листочек.
7. Мышонок — ореховую скорлупку.
8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой
привязали — и построили кораблик!
10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик
уже далеко уплыл… И не догонишь!
Беседа по содержанию.
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Воспитатель: Куда они пришли? Что сделал Лягушонок? (Ответы детей) Воспитатель: Что ответили ему друзья? (ответы детей) Воспитатель: Что придумали друзья? Дети: Они придумали построить кораблик. Воспитатель: Что принес Цыпленок и Мышонок? Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку Воспитатель: Что принес Муравей и Жучок? Дети: Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку Воспитатель: Как они строили кораблик? Дети: В скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Воспитатель: Чем закончилась сказка? Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Воспитатель: Какими словами? Дети: И не догонишь!
Воспитатель: Каким показан Лягушонок в этой сказке? Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Воспитатель: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывем
4. Физкультминутка “Кораблик”
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
Прогремел на небе гром. (движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
6. Пересказ сказки по графическим схемам (индивидуально или по цепочке всеми детьми).
Воспитатель: Ребята, постарайтесь при пересказывании сказки употреблять те слова и выражения, которые мы использовали при чтении сказки. Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно, а если разбить текст на части, её можно пересказывать втроём, даже вчетвером.
Сначала надо рассказать о том, куда пошли друзья, потом что предложил лягушонок. А потом? (Как муравей, жучок, цыплёнок и мышонок строили кораблик) И какими словами завершить пересказ?
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам сказку? (Вызывает 2-3 детей к мольберту)
7. Упражнение «Кораблик»
Покажите, как кораблик отправился в плавание.
Дети проводят «дорожку» от кораблика между волнистыми линиями, повторяя изгибы.
8. Итог занятия
Педагог: С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Дети: «Кораблик»
Педагог: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
(Ответы детей)
Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Дети: Захлебнулся, скорлупка, хвастливый.
Воспитатель:Ребята, чей рассказ вам больше всего понравился? (Ответы). Ребята вы все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!