Марина Цветкова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок».
Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».
Цель: Учить детей пересказывать текст по ролям.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, Пересказ сказки Э, Шима „Соловей и вороненок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- учить связному, логичному пересказу от лица героя, в мысленном перенесении на себя его свойств и качеств;
- развивать творческую мыслительную активность, творческое воображение;
- развивать связную, монологическую речь;
- воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.
Индивидуальная работа: Продолжать учить преодолевать стеснительность во время выступления перед ребятами группы.
Методы и приё мы: Рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, пересказ по ролям, создание игровой ситуации.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за птицами; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов и стихов о птицах.
Оборудование: аудиозапись пения соловья, изображение птиц (карточки «Мир в картинках «Птицы», «Расскажите детям о…птицах», маски с изображением соловья и воронёнка, текст сказки Э. Шима «Соловей и вороненок».
Структура НОД.
1. Мотивационно-побудительный этап.
Слушание пения птиц (аудиозапись - 1 мин.).
- Какая птичка, по вашему мнению, поет лучше всех?
Загадки о птицах:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина. (орла)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"
(Кукушка)
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
(Грач)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут ее. (сорока)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и (совы)
Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?
Знать опять среди ветвей
Поселился.
(Соловей)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «4 лишний». Посмотрите на картинки и найдите лишнюю. ( На картинках: ворона, воробей, сорока, соловей.)
Ответы детей.
Воспитатель: Почему соловей – лишний?
Ответы детей: Соловей – перелётная птица, а ворона, воробей, сорока – зимующие.
Воспитатель: Правильно. Соловей – птица перелётная. Она зимует в Северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей насекомыми, ягодами и семенами растений.
2. Организационно-поисковый этап.
Чтение сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».
– Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
– Так глянь. Я и есть Соловушко!
Беседа по содержанию сказки :
- Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).
- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).
- А вороненок знал, как выглядит Соловушко (Нет).
- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).
- Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?
Пигалица – небольшая птичка.
Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.
Работа с крылатыми выражениями.
- Что значит выражение: «Золотой носок», «Серебряное горлышко»?
Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья).
Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий, пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».
Повторное чтение сказки.
- Послушайте сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать.
Пересказ сказки.
Сказку по очереди пересказывают два ребенка. (По желанию).
Физкультминутка
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся).
Чтение сказки по ролям :
- Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).
- Кто пойдет на роль вороненка?
- Кто - на роль соловушки?
(Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями-детьми).
3. Рефлексия.
Речевое упражнение «Назови ласково».
- Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие? (Крылышки).
- Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький? (Клювик).
- Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие? (Глазки).
- У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие? (Перышки).
- Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня? (Головушка, головка).
- Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький? (Хвостик).
Вопросы:
- Ребята, давайте обсудим, что же мы с вами делали сегодня?
- Что нового узнали?