Кошелева Галина
ООД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Автор: Кошелева Г. И., воспитатель муниципального образовательного учреждения Усадовский детский сад комбинированного вида «Дубок» Ступинского муниципального района Московской области.
Публикация «ООД по развитию речи „Пересказ русской народной сказки „Заяц-хвастун“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Тема:«Пересказ русской народной сказки «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы)».
Цель: Формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.
Образовательные задачи :
•закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы;
• развивать связную диалогическую и монологическую речь;
• совершенствовать произношение звуков Л - ЛЬ в чистоговорках;
• упражнять детей в подборе антонимов;
• расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки, подбирать по смыслу названия качеств и действий ;
• формирование грамматического строя речи детей - закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.
• развивать интерес к речевым занятиям, память, внимание, мышление;
• воспитывать нравственные качества: культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу, не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации,
Предварительная работа: 1. Чтение сказки Капицы «Заяц-хваста». 2. Беседа о героях сказки. 3. Рассматривание картин с изображением персонажей сказки. 4. Отгадывание загадок.
Оборудование: мнемотаблица по сказке, печка, яблоня, 3 ромашки, книги сказок, стрелки.
Ход ООД.
1. Вводная часть. (5 минут)
Воспитатель: Ребята вы хотите побывать в гостях у сказки, тогда закройте глаза скажите волшебные слова: Крибле-крабле- бумс! (звучит музыка сказочная).
Вот мы с вами и в гостях у сказки и нас встречает сказочница.
Сказочница : Здравствуйте, ребята, я сказочница, я очень рада вас видеть,а вы любите сказки. Какие? Посмотрите - это книги сказок. А кто сочиняет сказки. Сказки бывают русские народные - их сочинил народ, а бывают авторские - их написали писатели или поэты. Но одна книга сказок у меня пропала. Вы поможете её найти? Чтобы найти книгу, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться. Вы готовы? Счастливого пути!
2. Основная часть. (20 минут).
Воспитатель : Ребята, ну что поможем сказочнице? Больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорку, четко проговаривая звуки л и ль:
Ла-ла-ла, ла- ла- ла – наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло- ло-ло – есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло – там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – рада белочка теплу.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием, да с такими успехами мы все преодолеем. Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь. Куда нам ребята нужно идти? (прямо)
Ребята, посмотрите стоит яблонька. Может она знает, как нам найти книгу сказок.
Яблонька приготовила нам задание, тогда она покажет дорогу. А задание такое :«Какой может быть зайчик? Что может делать зайчик? Зайчик (какой) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый. Зайчик (что делает) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д. Яблонька махнула веточками влево. значит нам налево.
Ребята, посмотрите стоит печка. Может она знает, как нам найти книгу сказок.
Печка приготовила нам следующее задание:" Ветер разбросал лепестки ромашки, помогите мне собрать ромашку, тогда я отдам вам книгу сказок. (На лепестках написано задание, если дети ответят правильно, тогда воспитатель прикрепляет лепесток.)
Д/ и: «Скажи наоборот».
Длинный – короткий. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Толстый – худой
Далеко – близко. Вверху – внизу. Слева – справа. Вперед – назад. Один – много. Снаружи – внутри.
Д/ игра "Один - много"Одно яблоко, а два -. а много -.
Печка: Вот какие вы умные, выполнили задание, я вам скажу, что книга лежит в печке ее мне принесли гуси - лебеди. спасибо тебе, печка.
Воспитатель: Идем, ребята, дальше.
А теперь пора возвращаться к сказочнице. Дети возвращают ей книгу сказок. Она благодарит детей и предлагает послушать одну из сказок "Заяц - хвастун". А как обычно начинаются сказки, а как заканчиваются.
Чтение сказки сказочницей.
Воспитатель: Ребята, какие новые незнакомые слова вы услышали в сказке? Давайте их разберем. Крестьяне - сельские жители, занимающиеся земледелием. Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения и обработки зерна.
Беседа по содержанию сказки.
Где жил заяц?Как ему жилось летом, а как зимой?
Зачем он забрался к крестьянину на гумно? Кого он там увидел?
Как он хвастался?Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
Как поступила ворона?
Что случилось потом с вороной? Как заяц выручал ее из беды?
Что сказала ворона зайцу в конце сказки?
Физкультминутка.
«Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?Заморозил их мороз?Или ветер их унёс?Может птицы поклевали?Ну, куда они пропали?» Дети останавливаются и им отвечает яблоня:«Не морозил их мороз!И не ветер их унёс!Птицы их не поклевали. Дети оборвали!»После этих слов, дети бегут по кругу друг за другом по часовой стрелке. Ребёнок – яблоня, стоя на одном месте, пытается дотронуться до детей. Ребёнок, до кого дотронулась яблоня, выходит из игры.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке.»Сидит белка на тележке. Продает она орешки:(загибаем пальчики)Лисичке-сестричке,воробью, синичке,мишке толстопятому,Заяньке усатому…Кому в платок,Кому в зобок,Кому в лапочку.
Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Ребята, а давайте постараемся вспомнить сказку при помощи картинок. (мнемотаблица). Читает повторно с установкой на перессказывание.
Перессказ сказки. Вначале надо рассказать о том, где жил заяц и как ему жилось,потом как он пришел на гумно и что увидел. В третьей части как ворона ругала зайца. В четвертой часта как заяц выручал ворону. Но рассказывать нужно с интонацией. Например, как заяц хвастался?
Кто хочет рассказать сказку? (вызываются дети, которые рассказывает сказку по мнемотаблицам - 4 человека).
Драматизация сказки.
Ребята. а давайте попробуем разыграть сказку. У меня есть шапочки они нам помогут. Кто хочет быть вороной. а кто зайцем? А кто собакой? А кто рассказчицей?
3. Заключительная часть.
Сказочница : Понравилась вам сказка? Чему вас научила эта сказка (не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации). Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом (ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный! - А вы хотели бы иметь такого друга? В благодарность я дарю вам вот эти сказки.
- Воспитатель благодарит сказочницу.
Рефлексия. Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- А какое показалось сложным?
Список литературы.
Е. Шварц «Снежная Королева»)