Катя Лиходеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе и пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе и пересказ сказки Л, Толстого „Белка и волк“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: продолжать учить пересказывать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей; активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.
Развивающие задачи : активизировать в речи антонимы и однокоренные слова; закреплять умения отгадывать загадки.
Воспитательные задачи: учить осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать умения работать в коллективе, договариваться; закрепить правила поведения в лесу.
Материал: лексический материал: стихи, загадки; опорные картинки для пересказа.
Педагог загадывает загадки.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячу ладошек. (Лес).
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Летом - то зеленый дом,
А зимой бело кругом. (Лес).
Встал стеною до небес
Перед нами чудо (лес).
Дети отгадывают загадки. Чтение сказки
Заслушиваются ответы. Педагог просит определить жанр произведения и доказать свой выбор. Дети высказываются и объясняют, почему они так решили.
Далее педагог говорит, что писатель назвал свою сказку «Белка и волк» и предлагает второй раз ее послушать. После чтения проводится беседа по ее содержанию. После ответов детей зачитываются соответствующие фрагменты сказки.
Вопросы:
Про кого эта сказка?
Что произошло с героями сказки?
Почему волк решил, что белки всегда веселы?
В сказке белки веселые, добрые, а волк злой и скучный. Как о волке говорится в сказке?
Игра с мячом «Скажи правильно».
Педагог называет животное и бросает мяч ребенку, который называет слово – действие и возвращает мяч воспитателю. Например: волк - (что делает) бежит, крадется, злится; белка – (что делает) прыгает, скачет по веткам, веселится; медведь - (что делает) спит в берлоге, ломает валежник, ест малину.
Педагог вывешивает на доске опорные картинки и разбирает вместе с детьми содержание картинок. Затем еще раз читает сказку и просит обратить внимание на выразительность авторского текста. После повторного чтения педагог предлагает детям рассказать эту сказку с опорой на картинки. Заслушиваются 2-3 рассказа, затем вызываются 4 ребенка, которые должны договориться, кто из них по какой картинке рассказывает. Заслушивается коллективный рассказ.
В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают? (Скачут, резвятся, перепрыгивают с ветки на ветку, качаются на ветках).
Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье : веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело. Слова: веселый, веселы, весело, веселиться - слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже. Это родственные слова. (Воспитатель при произнесении однокоренных слов всегда подчеркивает голосом сходство звучания).
Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).
Белки веселятся, а волк (грустит).
Белкам весело, а волку (грустно).
Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке : грустный, грустит, грустно. Это тоже слова родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.
Грустный волк и веселые белки живут в лесу, где еще водится много разных зверей, птиц и насекомых. Лес для них это - дом, а мы с вами ходим в лес отдыхать.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Итог занятия
Напомнить детям, что они пересказывали сказку Л. Н. Толстого «Белка и волк»; учились пересказывать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавали речь персонажей; отгадывали загадки; слушали стихотворения; закрепляли знания о жанровых особенностях сказки; работали в коллективе: договаривались кто будет рассказывать первым, кто потом; вспоминали правила поведения в лесу.