Татьяна Куповцова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение пересказу.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей пересказывать полно, последовательно, выразительно.
2. Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти.
Развивающие :
1. Развивать выразительность речи.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе, Пересказ рассказа М, Глинской „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Продукты питания. Лепка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
3. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».
Воспитательные:
1. Воспитание у детей уважения к труду людей.
2. Воспитывать бережное отношение с хлебом.
Словарная работа: Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб» - хлебобулочные изделия, ржаной, пшеничный, колос, зерно.
Слова: сыт; телега, Звезда героя
Оборудование: картинки с хлебобулочными изделиями, кусочки ржаного и пшеничного хлеба, колоски, соленое тесто, стеки, доски для лепки.
Предварительная работа: Беседа «Откуда хлеб пришёл?»; рассматривание колосков; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки»; чтение с последующим обсуждением Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; разучивание пословиц о хлебе; отгадывание загадок.
Материал и оборудование: картинки с хлебобулочными изделиями, соленое тесто, листы бумаги, стеки, доски для лепки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Создание эмоционального фона для пересказа рассказа М. Глинской «Хлеб».
Загадки о хлебе
Был крупинкой золотой,
Стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило,
И стрелу позолотило.
Что за стрела?
(колос)
Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.
(поле)
Сто братьев в одну избушку собрались ночевать.
(зерна в колосе)
Вопросы:
-Что такое колос?
- Откуда берутся зёрна?
- Из чего делают муку?
- Из чего пекут хлебобулочные изделия?.
Посмотрите на картинки, какие хлебобулочные изделия вы видите? Назовите их.
- Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия.
Артикуляционная гимнастика
- А теперь испечём нашим язычком «блинчик». (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).
2. Выразительное чтение рассказа
Предложить детям послушать рассказ М. Глинской «Хлеб».
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
3. Беседа о прочитанном.
- О чём этот рассказ?
- Что дала мама Грише на улицу?
- Какими словами описывается хлеб в рассказе?
-Что сделал Гриша с оставшимся хлебом?
-Что спросил дядя Матвей у ребят?
- Что ответил Гриша?
-Почему Гриша заплакал?
- Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо?
-Как дальше поступил Гриша?
- Что предложила Нюра Грише?
- Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб?
Пальчиковая игра "Мышка зёрнышко нашла"
Мышка зёрнышко нашла "мышка" Правая рука "бежит" по левой руке,
перебирая пальцами.
И на мельницу снесла. Вращение правой руки перед грудью
Намолола там муки, «т-т-т» Удары кулачками друг о друга,
«д- д-д» Удары кулачком о колени,
«п-п-п» Пальцы рук сжимаются – разжимаются.
Испекла всем пирожки: «Пекут» пирожки
Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному пальцу одновременно на обеих руках.
Мышонку с капустой,
Мышонку - с морковкой,
Мышонку с морошкой,
Для большого толстяка -
Аж четыре пирожка.
- Молодцы, садитесь на стульчики.
4. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать.
5. Пауза несколько минут для подготовки детей к пересказу.
6. Пересказ несколькими детьми по частям или пересказ по ролям.
- Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке, поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей.
7. Анализ пересказа.
После анализа детям предлагается художественное творчество : лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.