Приложение МААМ

«Мы — исследователи». Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе

Юлия Камарова
«Мы — исследователи». Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о магните, бумаге; закрепление знаний о свойствах этих предметов

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале)

Развивающие:

Продолжать учить детей использовать приёмы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств

Развивать связную, диалогическую речь; продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывая в роде, числе и падеже.

Развивать мелкую моторику в процессе познавательно – исследовательской деятельности

Развивать интерес детей к окружающим предметам и действиями с ними

Вызывать интерес к объектам живой и неживой природы в процессе взаимодействия с ними, узнавать их

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к неживой природе

Воспитывать аккуратность в работе

Материалы и оборудование: стеклянные стаканы с водой, разные виды бумаг, картон, бумажные салфетки, магниты, металлические скрепки, деревянные предметы, кусочки ткани, фартуки для детей, колонка, музыкальная композиция «Дружба», Барбарики, книга – подарок от Лунтика

Предварительная работа: наблюдения, разгадывание загадок, беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги, рассматривание предметов, изготовленных из бумаги, чтение познавательной литературы, проведение опытов и экспериментов

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей,; ввести новые понятия: исследователи, ученый, лаборатория, тонкая, плотная, гладкая и т. д.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в очень интересную игру!

Подвижная игра «Дружба»

Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу. Найдем себе мы друга. Найдем себе мы друга! Найдем себе дружка.

Педагог: «Раз, два, три — друга себе найди!»

После этих слов дети встают парами (находят себе друга).

Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные дети повторяют.

Сюрпризный момент (Стук в дверь. Воспитатель выходит посмотреть. Курьер приносит посылку от Лунтика)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что это за посылка, от кого она пришла. В ней письмо, давайте его прочитаем:

Здравствуйте, ребята. Я хочу попросить вас о помощи. Я нашел красивую коробочку, а в ней какие-то предметы. Я ничего не знаю об этих предметах, может, вы расскажите мне о них. Эту коробочку я отправил вам в детский сад.

Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику?

Дети: Да!

Воспитатель: Сначала отгадаем загадки, которые прислал Лунтик!

Загадки

Чёрный, маленький кусочек, он лежит в моей руке.

Им картинки прикрепляют и играют на доске.

Он к себе предметы тянет и потом не отпускает,

А предметы не простые – из железа, лишь такие! (магнит)

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами! (бумага)

За столом необходима,

Этикет о ней гласит.

У тарелки аккуратно

Сложенной она лежит (бумажная салфетка)

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной. (картон).

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы! Все загадки отгадали!

Ребята, а где мы можем взять информацию об этих предметах, чтобы рассказать Лунтику?

Дети: Прочитать в энциклопедии, спросить у родителей, посмотреть познавательные передачи. Провести опыты

Воспитатель: Ребята, а опыты где проводят?

Дети: Опыты проводят в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, а что такое лаборатория.

Дети: Лаборатория – это место, где проводят опыты.

Воспитатель: А кто работает в лаборатории?

Дети: В лаборатории работают ученые, исследователи.

Воспитатель: Предлагаю и вам стать учеными, исследователями! Сами узнаем много всего интересного! И Лунтику поможем узнать, что же за предметы он нашел и отправил нам. Одевайте фартуки! И давайте вспомним, что в лаборатории нужно соблюдать определенные правила:

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом отвечай.

4. Убери за собой рабочее место.

Лаборатория разделена на зоны для проведения опытов

Воспитатель: Ребята, проходите за столы. Возьмите в руки магнит и скажите, какой он на ощупь?

Дети: Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.

Опыт 1

Воспитатель: Ребята, посмотрите в стаканы, в стакане с водой скрепка. А как вы думаете можно ли скрепку достать, не замочив руки.

Дети: Скрепку можно достать с помощью магнита.

Воспитатель: А как можно достать скрепку с помощью магнита?

Дети: Если магнит вести по стенке стакана, то скрепка будет двигаться за магнитом вверх.

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем достать из воды скрепку.

Дети проводят опыт.

Воспитатель: Магнитные силы проникают через воду и стекло

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Магнит очень сильный, его сила проходит через стекло и воду

Молодцы у нас всё получилось! Теперь мы сможем написать Лунтику о том, что такое магнит.

Опыт 2

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?

Дети отвечают по-разному. Кто-то говорит, что все предметы притягивает, а кто-то, что притягивает только металлические.

Воспитатель: Я предлагаю вам проверить, и провести опыт. На столе у вас в одноразовых тарелках лежат предметы из разных материалов, проведите магнитом над ними.

(На столе в тарелках лежат, металлические предметы, пластмассовые предметы, предметы из дерева, бумага, кусочки ткани).

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте с вами поиграем.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, не даем покоя ножкам (шаги на месте)

Вместе с Лунтиком пойдем, к бабе Капе попадём (повороты вокруг себя)

Пироги поможем ей мы испечь для всех гостей (смена ладоней)

Мы попрыгаем с Пчелёнком, поиграем с паучком (прыжки на месте)

А потом мы на урок прыг да скок, прыг да скок!

Воспитатель: Ребята, проходите за следующий стол. А что вы можете рассказать о бумаге.

Дети: Бумага гладкая, тонкая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на виды бумаги и скажите вся ли бумага одинаковая. Чем они отличаются друг от друга.

(На столе лежат бумага белая, картон белый, салфетка бумажная белая)

Свойство №1

Воспитатель: Возьмите белую бумагу и согните ее. Легко ли согнуть, свернуть бумагу?

Дети: Да. Бумагу легко согнуть, свернуть.

Воспитатель: А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось?

Дети: Бумажный комок, бумага смялась.

Воспитатель: Теперь, ребята, то же самое мы будем делать с картоном и салфеткой. Согните сначала картон, а потом салфетку. Легко ли согнуть картон? А салфетку?

Дети: Нет, потому что картон тверже, чем бумага и салфетка.

Воспитатель: А теперь попробуйте смять картон и салфетку. Что случилось с картоном и салфеткой?

Дети: Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше.

Вывод: Бумага мнется.

Свойство №2.

Воспитатель: Ребята, возьмите бумагу и начните ее рвать. Как она рвется?

Дети: Бумага рвется легко.

Воспитатель: А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. Что легче рвется? (Дети самостоятельно выполняют действия). Какую бумагу легче порвать тонкую или картон?

Дети: Салфетка рвется легче, картон – труднее.

Воспитатель: А как вы думаете, почему?

Дети: Салфетка тоньше картона, картон плотней.

Вывод: Бумага рвется.

Воспитатель: Ребята, мы можем сказать, что бумага – прочный материал?

Дети: Нет. Потому что она рвется, мнется

Свойство №3.

Воспитатель: Ребята, хочу вам сказать, что хотя бумага является непрочным материалом, бумага имеет свою силу. Я вам хочу это доказать.

Опыт

Наливаем в стакан воды, накрываем стакан листом бумаги, плотно придерживаем бумагу к стакану, переворачиваем стакан с водой и немного подождем. Теперь держа стакан за донышко, убираем руку. Удивительно из стакана вода не выливается. Ее удерживает тонкий лист бумаги.

Воспитатель: Ребята, все предметы, которые были в коробке, мы изучили.

Вам понравилось проводить опыты?

Теперь мы можем написать Лунтику письмо и рассказать, что мы узнали о предметах, которые были в его посылке.

Сюрпризный момент: подарок от Лунтика (книга) воспитатель достаёт из посылки

Воспитатель: Ребята, мы очень хорошо поработали! Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть!

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть,

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки,

Много-много раз моргнут.

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо,

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты).

Воспитатель: Кому мы с вами сегодня помогали? (Лунтику)

Как МЫ ему помогли? (провели опыты)

Где мы проводили опыты? (в лаборатории)

Кем мы были? (учеными, исследователями)

Как вы думаете, удались нам опыты? Что нам помогло в проведении опытов, как вы думаете? (у нас всё получилось, потому что думали все вместе)

Какой опыт вам понравился больше всего? Что в нем было интересного?

Спасибо, ребята, за работу. Вы большие МОЛОДЦЫ!

Публикации по теме:

Конспект экспериментальной деятельности «Как растения пьют воду» в старшей группеКонспект экспериментальной деятельности «Как растения пьют воду» в старшей группе "Как растения пьют воду" (экспериментальная деятельность в старшей группе) Цель: создать условия для опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности в ДОУ «Мы — юные исследователи»Фотоотчет об экспериментальной деятельности в ДОУ «Мы — юные исследователи» Одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было экспериментирование. С 3-го по 7-е февраля в нашей группе была.

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима»Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима» Образовательные задачи: уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях; формировать умение детей в ходе экспериментирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы — исследователи». Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 13:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы — исследователи». Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Камарова (УИ 118447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД