Гульмира Мухтарпашаевна
Конспект НОД по пересказу рассказа М. Глинской «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Вторник:27.10.2015 г.
Воспитатель: Алмаксудова Г. М.
Цель: продолжать развивать связную речь детей.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
•Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М. Глинской «Хлеб».
•Обучение детей пересказыванию текста по цепочке.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по пересказу рассказа М, Глинской „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Продукты питания. Лепка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
•Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.
Воспитательные задачи:
•Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.
•Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики.
Основная образовательная область: Художественно –развитие. Интегрированные образовательные области: художественно –развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методы и приё мы:
Наглядный: упражнение «Колоски», дидактическая игра «Какой бывает хлеб?», пальчиковая игра "Мышка зёрнышко нашла".
Словесный: пояснения, указания, напоминание, чтение.
Практический: чтение рассказа, объяснение, вопросы, беседа по рассказу;
Предварительная работа: беседа «Откуда хлеб пришёл?»; рассматривание колосков; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки»; чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; разучивание пословиц о хлебе; отгадывание загадок.
Словарная работа: Продолжать обучать детей подбирать прилагательные к существительному. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб» - хлебобулочные изделия, ржаной, пшеничный, колос, зерно.
Материал и оборудование: картинки с хлебобулочными изделиями, макет дерева, игрушка - домовёнок Кузя, «волшебный сундучок», ящик «обоняния», кусочки ржаного и пшеничного хлеба, «волшебная» палочка, колпачок на голову, массажный мячик, массажная дорожка со следами, колос, листы картона с насыпанной мукой (на каждого ребёнка).
Ход
Дети заходят в группу и встают в круг.
– Ребята, вы знаете, что когда у человека хорошее настроение, ему хочется улыбаться. У меня сегодня очень хорошее настроение. Я хочу своим хорошим настроением поделиться с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и пожмём руки. Молодцы!
- Ребята, я приглашаю вас в волшебный сад, где растёт дерево, которое вы никогда не увидите по – настоящему. Но для этого нам нужно пройти по «волшебной» дорожке, точно наступая на следы (дети идут по массажной дорожке со следами) .
Вереницей мы пойдём,
В сад волшебный попадём,
Чудо – дерево найдём,
Что с него мы соберём?
Дети подходят к дереву, на котором висят картинки с хлебобулочными изделиями.
Чудо дерево стоит,
Очень странное на вид.
- Что же растёт на нашем дереве? (дети перечисляют) .
- Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия. Сейчас мы носиком сделаем глубокий вдох, а потом будем тихонько выдыхать, выпускать воздух и произносить «хлебобулочные». (Во время вдоха воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи) .
- А теперь испечём нашим язычком «блинчик». (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот) .
- Из чего пекут хлебобулочные изделия?
Дети: Из муки.
- Из чего делают муку?
Дети: Из зёрен.
- Откуда берутся зёрна?
Дети: Из колоса.
-Что такое колос?
- Правильно, колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк – это соломина.
Золотист он и усат,
В ста кармашках сто ребят.
Одновременно воспитатель показывает колос.
- Ребята, давайте покажем, как растёт колосок.
Координация речи с движением - упражнение «Колоски».
По весне поле вспахали, Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони дру- гой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и
поднимают руки («солнце»)
Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ла-
донями, раскрытыми к полу.
Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу
К солнышку тянутся они. Медленно поднимают руки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют)
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива! Трясут кистями рук над головой.
- Ребята, какие бывают виды хлеба?
Дети: Белый, чёрный.
- Из какой муки пекут белый хлеб?
Дети: Из пшеничной.
- Значит, как мы можем назвать такой хлеб?
Дети: Пшеничный хлеб.
- Из какой муки пекут чёрный хлеб?
Дети: Из ржаной.
- Значит, какой это хлеб?
Дети: Ржаной хлеб.
-Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб, они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб?
Дети: Сладкий, а чёрный (с кислинкой).
- Сейчас мы с вами определим по запаху вид хлеба, а поможет нам в этом «волшебный ящик». Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом и 2-3 ребёнка определяют вид хлеба с помощью ящика «обоняния».
Неожиданно слышится какой-то шорох.
- Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это?
- Да это же домовёнок Кузя со своим волшебным сундуком. Здравствуй, Кузя. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба).
- Ничего не понимаю, это же хлеб. Кузя, зачем ты принёс нам хлеб?
- Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб. Разве так можно поступать?
- У Кузи в сундуке есть про это рассказ, и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Ребята, скажите, чем рассказ отличается от сказки?
- Правильно, в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле, а в сказке животные, какие-то вещи могут разговаривать, носить человеческую одежду. Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.
Воспитатель читает текст рассказа.
Беседа о прочитанном.
- О чём этот рассказ?
Дети: Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать.
- Что дала мама Грише на улицу?
Дети: Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
- Какими словами описывается хлеб в рассказе?
Дети: Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой.
-Что сделал Гриша с оставшимся хлебом?
Дети: Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
-Что спросил дядя Матвей у ребят?
Дети: Кто хлеб бросил.
- Что ответил Гриша?
Дети: Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко.
-Почему Гриша заплакал?
- Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо?
Дети: Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа.
-Как дальше поступил Гриша?
Дети: Гриша утёр слёзы и сказал, что съест сейчас этот хлеб.
- Что предложила Нюра Грише?
Дети: Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске.
- Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб?
Дети: Покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу.
Дидактическая игра «Какой бывает хлеб?»
- Ребята, давайте расскажем Кузе, какой бывает хлеб?
Дети передают массажный мячик по кругу и говорят, каким бывает хлеб.
Хлеб : душистый, ароматный, аппетитный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, белый, чёрный, твёрдый, ржаной, пшеничный, хрустящий, диетический, сдобный.
-Давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра "Мышка зёрнышко нашла"
Мышка зёрнышко нашла "мышка" Правая рука "бежит" по левой руке,
перебирая пальцами.
И на мельницу снесла. Вращение правой руки перед грудью
Намолола там муки, «т-т-т» Удары кулачками друг о друга,
«д- д-д» Удары кулачком о колени,
«п-п-п» Пальцы рук сжимаются – разжимаются.
Испекла всем пирожки: «Пекут» пирожки
Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному пальцу одновременно на обеих руках.
Мышонку с капустой,
Мышонку - с морковкой,
Мышонку с морошкой,
Для большого толстяка -
Аж четыре пирожка.
- Молодцы, садитесь на стульчики. Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать.
Воспитатель повторно читает рассказ.
- Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке, поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей. А поможет вам «волшебная» палочка. Кому она в руки попадёт, тот и будет пересказывать.
-Кто хочет пересказать этот рассказ целиком? Поможет тебе в этом «волшебный» колпачок.
Итог и анализ деятельности:
-Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, чем же мы занимались?
-Как надо обращаться с хлебом? (бережно, не бросать его).
-Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.