Наталья Стешенко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему : «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
Цель: учить детей пересказывать текст целиком и по ролям.
Задачи:
- учить связному, логичному пересказу от лица героя, в мысленном перенесении на
себя его свойств и качеств;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки Э, Шима „Соловей и Вороненок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- развивать творческую мыслительную активность, творческое воображение;
- развивать связную, монологическую речь;
- воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и
терпеливым.
Предварительная работа: Беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами, оформление альбома «Перелетные птицы», чтение рассказов, стихов.
Материал: Музыка «Пение соловья», картинки птиц, шапочки – маски вороненка и соловья.
Ход занятия:
Воспитатель:
1. Организационный момент.
-Дети, опишите, что вы видите за окном (ответы детей).
-А я для вас сегодня приготовила сюрприз! Мы сейчас с вами волшебным образом перенесёмся в другое время года. Вспомните, когда распускались деревья, зеленела травка, прилетали первые перелётные птицы. Какое это было время года?
2. Просмотр презентации:
Слайд 1
Закройте глаза и представьте это время года. А чтобы это было легче сделать, я включу вам запись пения одной замечательной птицы. (Включает аудио запись с пением соловья).
Воспитатель:
- Какая же птица поёт так замечательно?
Слайд 2
ЗАГАДКА: (ПРИГОТОВИТЬ КАРТИНКУ)
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит. (соловей)
- Это поёт соловей. Соловей поёт так красиво, так самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его, горожане (кто такие) специально выезжают за город на соловьиные концерты.
Воспитатель:
-Как вы думаете, соловей яркая, красивая птичка? Опишите.
Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком. Обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами, и семенами растений.
Молодцы!
Воспитатель:
Слайд 3
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний. Птицы.». Посмотрите на картинки и найдите лишнюю. ( На картинках: синичка, воробей, ворона, соловей.)
Воспитатель:
- Почему соловей – лишняя? (соловей – перелётная птица, а синичка, воробей, ворона – зимующие.)
Молодцы!
Как вы думаете, ребята, какая это птица? Послушайте загадку?
Слайд 4
ЗАГАДКА: (ПРИГОТОВИТЬ КАРТИНКУ)
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона -
Черно- серая (ворона)
Ворона улетает в теплые края или нет? Почему?
Вороны не улетают на юг, потому что они не мёрзнут, и ещё никогда не покидают насиженное место, потому что вороны птицы не перелётные.
Опишите, какая она?
Ворона – это крупная птица. Тело ее покрыто перьями. Голова, клюв, шея, крылья, хвост и лапы у вороны черного цвета, а спинка, бока и грудка – серого.
А как она поет?
Кричит ворона очень громко : «Кар!»
Молодцы!
Вот послушайте сказку «Соловей и Вороненок», а написал её Эдуард Шим.
Слайд 5
Показ портрета Эдуарда Шима.
Слайд 6
СКАЗКА «СОЛОВЕЙ И ВОРОНЕНОК»
– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь?
Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное
горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть
бы одним глазком глянуть.
– Так глянь. Я и есть Соловушко!
3. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ СКАЗКИ :
- Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).
- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так
хорош, так пригож).
- А вороненок знал, как выглядит Соловушко (Нет).
- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая
да писклявая).
- Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?
Пигалица – небольшая птичка.
Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.
Слайд 7
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Соловьи.
Воспитатель:
-А я предлагаю ненадолго превратиться в соловушек, возвращающихся на родину, в Россию.
Соловьи домой летели, 3 хлопка руками по бокам
На берёзку тихо сели. 4 наклона головы
Распушили пёрышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке опущенными вниз.
Головой они вертят, вертят, 2 поворота головы в каждую сторону.
Улететь домой хотят! Взмахи руками вверх.
Воспитатель:
- Ребята узнали, что-нибудь новое о соловушке? – ответы детей.
-А теперь ребята послушайте внимательно еще раз сказку, мы ее будем пересказывать.
5. Повторное чтение сказки.
6. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ В ЛИЦАХ
- Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).
- Кто хочет быть Соловушкой? А я буду Вороненком. Одеваются шапочки – маски и идет пересказ по ролям.
Сначала с воспитателем 2 раза, а затем дети сами обыгрывают.
7. Пересказ сказки целиком.
- Может кто –то сможет один рассказать нам сказку. Пересказ - 2- 3 ребенка.
8. ИТОГ:
Воспитатель: - Ребята, а что нового вы узнали на занятии? (Новую сказку узнали)
- Ребята, вам понравилась сказка? А какой герой вам понравился больше? Вам было
легко или сложно на занятии? Что вызвало у вас наибольшее затруднение?
Воспитатель:
- Вы очень хорошо сегодня работали, и я хочу вам подарить картинки – раскраски к
сказке «Соловей и Вороненок».