ОЛЬГА ШИРОКОВА
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию «Какие опасности впереди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Какие опасности впереди» (обучение рассказыванию)
Программное содержание: упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.
Материал: дидактическое пособие «Опасности зимой», мяч, маркер, альбомный лист, фланелеграф.
Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Обучение рассказыванию „Какие опасности впереди“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.
Снег на полях
Лед на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Короткая беседа по вопросам:
• Ребята о чем эта загадка? (О зиме).
• Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).
• Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.
Упражнение «Назови действие» (с мячом).
Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.
Зимой метель… (метёт).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке. … (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Продолжим играть.
Игра «Третий лишний».
Воспитатель: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Воспитатель: Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?
Предлагаемые ответы детей:
• Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть в снежки.
• Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
• Зимой плохо, когда дует ветер, сильный мороз, мы не ходим гулять.
• Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах, коньках и играем в хоккей.
Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом. А вот в какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки:
1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).
2. Бегут вперед, задрав носы
За ними вслед - две полосы. (Лыжи).
3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).
Физминутка.
Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (имитируют)
Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
Ловко бегам на лыжах, (имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Воспитатель: Хорошо зимой - много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.). Но такие веселые зимние забавы могут приносить не только радость, но и огорчения, если мы не будем соблюдать правила безопасности зимней прогулки. А вы знаете, где нам можно играть, а где нельзя?
Дети: Можно играть только во дворе или на площадке, нельзя играть у дороги.
Воспитатель: Можно ли кататься с горки рядом с дорогой?
Дети: Нельзя, попадешь под машину.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картину. Давайте попробуем составить рассказ по ней. Рассказ состоит из трех частей. Начало, середина, конец.
- Начало рассказа - это описания погоды, природы.
- С каких слов начнем рассказ? (Пришла волшебница зима. Выпало много снега. Был ясный, солнечный день.)
- О чём вы расскажете потом? (Ребята вышли на прогулку).
- Середина. Теперь, расскажем, что делают дети. Дайте имена детям.
- Что здесь делают дети?
- Что произошло дальше?
Воспитатель: Вы рассказали о детях на картинке. Теперь нам осталось закончить рассказ. Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)
Дети придумывают конец рассказа.
Воспитатель: Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети - детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
Воспитатель подводит итог рассказыванию. Повторяет рассказ полностью.
Рассказ :
Пришла волшебница зима. Выпало много снега. Был ясный, солнечный день. Ребята вышли на прогулку. Света и Никита решили покататься с горки у дороги. Света, девочка в красном комбинезоне и коричневой шапке, приготовила для этого зеленую ледянку. Никита, как вежливый мальчик, пропустил Свету впереди, дал ей скатиться с горки первой. Как быстро мчится с горы на ледянке Света, даже шарф развевается на ветру. Ей очень весело и она радуется, смеется от удовольствия. Но вдруг из-за поворота выехала машина….
Рассказы детей по картине.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии?
Ответы детей.
Рефлексия.
Воспитатель: Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Молодцы, ребята, умницы! Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
- На прощание я хочу вам подарить картинки - раскраски «Опасности зимой». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.