Августа Гаврилова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Какие бывают ключи?»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №3 «Ивушка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе
на тему: «Какие бывают ключи?»
Подготовила воспитатель : Гаврилова А. И. Лосино-Петровский 2016 год
Цель образовательной деятельности: познакомить детей с многозначным словом - "ключ".
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Какие бывают ключи?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.
Развивающие задачи :
Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.
Предварительная работа:
Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной, запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений, родниковая вода.
Ход занятия по развитию речи с использованием
технологии проблемного обучения
Вводная беседа:
Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе. /
- Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей. /
- Ребята, а с кем можно дружить? /С другом. / А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители. /
Можно сказать друг. А как Можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга. /
- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы:
"Однажды встретились два друга.
- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.
- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история. "
Эвристическая беседа:
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Сережей?
- А что ответил Саша?
- Почему же друзья разошлись?
- Какая проблема возникла у мальчиков?
- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?
- Сможем ли мы помочь мальчикам?
- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).
- Теперь проблема мальчиков и наша проблема.
- Вы хотите помочь мальчикам разобраться?
2. Актуализация знаний
- А какие вы знаете ключи?
Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/
Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.
3. Выдвижение гипотез
- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Значит, Сережа мог потерять :, :, или : ключ.
- Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/
- Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.
4. Проверка решения
- Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /
- Из всех источников знаний в нашей группе есть :
-Давайте заглянем в него.
Проверка в словаре.
- Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).
Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.
Воспитатель читает стихотворение.
Много есть ключей :
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ - дверной. (Д. Лукич)
Физкультминутка:
Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
- Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/
- Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)
5. Введение в систему знаний
Рассматривание иллюстрации ключа - родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ
не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком
- Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/
Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.
Скажи "родник" - и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем).
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились
- Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?
- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : .
- Сколько значений у слова "ключ"?
- Значит, слово "ключ" - : .
- Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное. /
- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.
А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :)
Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).
Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.
Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?