Фасхутдинова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Цель: Познакомить детей с рассказом К. Ушинского «Слепая лошадь».
Задачи:
Образовательные:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Развивающие :
Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Чтение рассказа К, Д, Ушинского „Слепая лошадь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошади. Литература и стихи для детей о лошадях
- Лошадь, жеребенок, конь
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.
Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям
Оборудование: ноутбук и проектор, посылка, книга, портрет К. Д. Ушинского, презентация с иллюстрациями к рассказу, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».
Словарная работа: хворать, князь, единодушно, рогатина, узда, стреха, роскошно, соболя, парча, осунувшаяся крыша.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Ушинского.
Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями).
Выставка книг К. Ушинского (работа с родителями).
Разучивание физ. минутки «Лошадка серый бок».
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесные (беседа, чтение рассказа, поощрение, рассказ воспитателя)
Наглядные (посылка, книга, портрет К. Д. Ушинского, использование презентации)
Практические (физ. минутка «Мы шагаем, мы шагаем»).
I Вводная часть
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?
(Это волшебная шкатулка)
- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)
- Послушайте загадку.
Белые листы у них,
Много чёрных букв.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь это прочитать.
И услышать в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой.
Мирный, сильный и большой.
Это – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
- Так что же это? (Книги)
(Достаю книгу из шкатулки.)
II Основная часть
2. Выставка книг Ушинского.
- Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. Пройдёмте к ней. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?
- Ребята, вы узнали кто это?
Дети: К. Д Ушинский
3. Рассказ об Ушинском.
- Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка-занималась воспитанием детей. С детства он был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.
- Ребята, какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете?
Дети: «Васька», «История одной яблоньки», «Кукушечка», «Четыре желания», «Трусливый Ваня», «Жалобы зайца» и др.
-О ком эти произведения?
- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят.
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка.
Это – резвая. (Лошадка)
Гимнастика для глаз
Сегодня я прочту вам рассказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь», который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. Садитесь правильно и послушайте внимательно.
4. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
-Дети, как вы думаете, чтобы ухаживать за лошадьми каким должен быть человек?
Дети: сильным, здоровым, добрым.
-А что нужно делать, чтобы стать сильными, здоровыми?
Дети: Делать зарядку, заниматься спортом.
-Конечно, нужно заниматься спортом, сдавать нормы ГТО. Я предлагаю вам сейчас начать тренироваться, вставайте на физминутку.
5. Физ. минутка
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой)
Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)
Закончить стихотворение можно легким бегом по кругу друг за другом.
Вот мы с вами потренировались, а теперь предлагаю снова вернуться на свои места и продолжить беседу о новом произведении.
6. Разбор прочитанного.
- О ком эта сказка?
Дети: о слепой лошаде.
- Кем был для Уседома Догони-Ветер?
Дети: любимой лошадью.
- Что однажды приключилось с купцом?
Дети: на него напали разбойники.
- Кто спас Уседома?
Дети: лошадь.
- Что обещал хозяин своему коню?
Дети: чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.
- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.
- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
Дети: прогнать его.
- Как чувствовал себя Догони-Ветер?
Дети: одиноким.
-Как вы понимаете слово «одиночество»?/
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Животные, которых люди приручили, а потом бросили, сами себя ни прокормить, ни защитить не могут и вече у нас теперь, к сожалению нет.
- Чем закончился рассказ?
- Вот какой у нас получился пересказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
-Чему же научила вас этот рассказ?
Дети: быть добрыми.
А вы знаете, чем можно кормить лошадь?
Я предлагаю вам накормить одну лошадь, чтоб она не осталась голодной.
Дидактическая игра «Накорми лошадь».
III Заключительная часть
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
Дети: К. Д. Ушинского
- Как называется рассказ?
Дети: Слепая лошадь
- Чему научил нас этот рассказ?
Дети: Этот рассказ учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим».
- Ребята я совсем вам забыла сказать о том,что лошадь нам оставила свой портрет но он не закончен нужно нам его разукрасить.»