Светлана Корольчук
Конспект НОД по развитию речи «Радуга» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Учить детей подбирать слова-антонимы, образовывать ласковые слова; выражать свои, эмоции, чувства.
Расширять представления детей об окружающих предметах и явлениях.
Развивать логическое мышление, связную речь, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Закрепить последовательность цветовой гаммы в радуге; навыки координации движений со словами; рисования различными способами.
Воспитывать усидчивость, эмоциональное восприятие действительности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Материал: 7 самолетиков (по цветам радуги, цветные и контурные изображения предметов (яблоко, апельсин, лимон, груша, незабудка, василек, слива, изображения лиц человечков с разными эмоциями, колокольчик, мяч, тучки на ниточках (по количеству детей, листы бумаги, кисти, краски, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень хочу с вами поиграть, а вы хотите?
Дети. Да!
Воспитатель. Но многим детям родители не разрешают играть с незнакомыми людьми, что же делать?
Дети. Нам нужно познакомиться.
Воспитатель. Отлично. Меня зовут Светлана Николаевна, а как зовут каждого из вас, я узнаю, бросив мяч. Кто поймает, называет имя. В ответ, я говорю прилагательное, начинающееся на первый звук вашего имени: активная, вежливая, ласковая, добрый, веселый и т. д. Вот мы и познакомились.
Воспитатель. А как вы думаете: если мы все будем говорить одновременно, что у нас получится?
Дети. Шум, никто ничего не услышит и т. д.
Воспитатель. Давайте договоримся – один человек говорит, а остальные это показывают. Согласны?
Дети. Конечно, согласны!
Сказка-имитация «Солнце, туча и радуга»
Поспорили однажды Солнце и Туча - кто из них главнее. Нахмурилась свинцовая Туча, почернела, заслонила Солнце и говорит:
- Я посылаю на землю своих детей - маленькие капельки. Они поят всю
землю водой. Ведь ничто и никто на земле не может обойтись без воды - ни
травинка, ни деревце, ни зверь, ни человек. Всем нужна вода, поэтому я главнее
Солнца.
Улыбнулось Солнце своей теплой улыбкой, направило вниз, на землю свои лучики и говорит:
- Конечно, без воды трудно на земле. Но когда ты, Туча, плачешь долго-долго, отправляя своих деток на землю, захлебывается земля, гибнут растения, животные и люди. А когда появляюсь я, высыхает вода. Радуются теплу и свету все вокруг. Без тепла и света не может существовать ничто на земле. Сказало это Солнце и обожгло Тучу своим лучиком.
Так спорили Туча и Солнце, не замечая, как их дети, капельки и лучики, весело играли: капельки убегали, а лучики их догоняли. И как только они сталкивались, на небе вспыхивали искорки. Так продолжалось долго, и вдруг произошло чудо - на небе появилась огромная разноцветная дуга. Она была такая большая, что занимала полнеба.
От неожиданности Туча и Солнце перестали спорить и в один голос спросили:
- Ты кто?
- Я - Радуга. Я появляюсь тогда, когда в небе есть и ты, Туча со своими капельками, и ты, Солнце, со своими лучиками. Спасибо вам, что вы есть. И не надо ссориться. Мы все очень нужны на земле: вода, свет и тепло для жизни, а я - Радуга - для радости.
Воспитатель. Радуга для радости! Покажите всем, как вы умеете радоваться. Молодцы! У вас здорово все получается.
Но в жизни всегда бывает так – сколько хорошего, столько и плохого. Мы так обрадовались радуге, и тут же Злюка - Закарлюка заколдовала радугу. И радуга больше не посылает на Землю свои цветные лучики и вся природа, весь наш мир стал бесцветным. Бесцветным, как будто все вокруг нарисовано простым карандашом на белом листе бумаги. Я вам буду показывать предметы, а вы по контуру, попробуйте угадать что это? Ну, что готовы?
Дети. Готовы!
Д/игра «Угадай по контуру»
Воспитатель. Вам нравится такой мир? Дети вы расстроены? Давайте покажем всем, как нам грустно.
Вам бы хотелось жить в таком мире?
Дети. Нет!
Воспитатель. А в каком хотите жить?
Дети. В ярком, радостном, цветном.
Воспитатель. Но если мы что-то хотим, надо что-то делать. Никто не поможет, если мы будем только хотеть… Как же нам спасти нашу природу и радугу?
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, только мы задумались, как к нам на помощь прилетел самолетик. А в нем, оказывается, задание. Читать?
Дети. Читайте!
Воспитатель. Если вы назовете противоположные по смыслу слова, то Злюка - Закарлюка вернет вам красный цвет.
1. Д/игра «Скажи наоборот»
Веселый - грустный; добрый - злой, щедрый - жадный, спокойный - взволнованный, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый, трусливый - смелый, грустный - веселый, умный - глупый.
Воспитатель. Ребята! Вы слышите, зазвучал колокольчик, а это значит, что мы справились с заданием. Мы молодцы! Наше яблоко стало красным. Мы вернули миру красный цвет! А что кроме яблока еще красное?
Дети. Помидор, мак, роза.
Воспитатель. Похлопайте себе в ладоши!
Смотрите, снова прилетел бумажный самолетик, только оранжевого цвета. Я его подниму и узнаю, какое задание нам надо выполнить. Готовы?
Дети. Да!
Воспитатель. У меня цветные полоски бумаги, давайте попробуем выложить радугу. Но будьте внимательны, здесь есть лишние цвета.
2. Д/игра «Не ошибись».
Воспитатель. Ребята! Вы слышите, опять звучит колокольчик, а это значит, что мы справились и с этим заданием. И наш апельсин стал ярко оранжевым.
Мы молодцы! Мы вернули миру оранжевый цвет! А что еще оранжевое?
Дети. Морковка, абрикос
Воспитатель. Великолепно! Похлопайте себе в ладоши!
Вновь к нам прилетел бумажный самолетик, но уже желтого цвета, Что же нас ждет на этот раз? Вам интересно?
Дети. Конечно, интересно!
Воспитатель. Я вам предлагаю рассказать о радуге при помощи пальчиков.
3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, небо голубое…»
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй тучка,
Здравствуй тучка,
Здравствуй дождь!
Воспитатель. Только мы закончили, и лимон сразу стал желтым.
Мы молодцы! Мы вернули миру желтый цвет! А что еще бывает желтым?
Дети. Солнышко, лютик.
Воспитатель. Похлопайте себе в ладоши! Ребята, оглянитесь вокруг, нигде нет самолетика?
Дети. Есть. Он зеленый!
Воспитатель. Разворачивать?
Дети. Разворачивайте!
Воспитатель. Я вам прочитаю следующее задание. А задание это сложное, но я надеюсь, что вы с ним справитесь. Здесь нарисованы лица человечков. Попробуйте изобразить нарисованную эмоцию. Справитесь?
Дети. Да!
4. Психогимнастика «Посмотри и покажи»
Воспитатель. Вы просто замечательные дети. И груша вернула себе зеленый цвет. Мы молодцы! Мы вернули зеленый миру цвет! А что еще зеленого цвета?
Дети. Трава, деревья.
Воспитатель. Молодцы! Похлопайте себе в ладоши!
Посмотрите, а у нас еще один бумажный самолетик и он голубого цвета.
Воспитатель. Дети вы знаете, когда в небе появляется радуга?
Дети. Только если одновременно будут и дождик и солнце.
Воспитатель. Правильно, А как появляется дождик?
Дети. Нужно, чтоб на небе были темные тучи, а в них накопилось много воды и они стали тяжелыми.
Воспитатель. А сейчас мы будем создавать условия для появления радуги.
5. Упражнение на дыхание «Подуй на тучку»
Давайте попросим гостей нам помочь. Повернитесь к гостям, улыбнитесь и попросите «Покажите нам солнышко». А мы сейчас соберем над нами много тучек. Найдите себе пару, встаньте напротив, возьмите тучки, подуйте на них. Сначала легким ветерком, потом сильнее, а теперь так сильно, чтоб они столкнулись, и пошел дождь кап, кап, кап, кап. Только не забывайте – вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот.
Воспитатель. Слышите, опять звучит колокольчик – и наша незабудка стала голубой. Мы молодцы! Мы вернули миру голубой цвет! А, что еще голубое?
Дети. Небо, река, глаза.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем нашим гостям о дождике.
Физминутка.
Плыли тучки дождевые:
- Лей, дождик, лей!
Капли пляшут, как живые!
- Пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь,
Пьет, пьет, пьет!
А дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
Вдруг ветер налетел
И тучи разогнал.
Солнце появилось,
Как яркий, жаркий шар!
Воспитатель. Похлопайте себе в ладоши! К нам опять прилетел бумажный самолетик, уже синего цвета. Какое же задание он нам принес? Хотите узнать?
Дети. Да, хотим!
Воспитатель. Все вы большая дружная семья. И Злюка-закарлюка хочет знать, можем ли мы называть друг друга ласково. Мы сможем это сделать?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте, будем передавать мячик по - кругу и называть друг друга ласково по имени.
6. Д/игра «Скажи ласково»
- Мы молодцы! Мы вернули миру синий цвет! Наш василек стал синим. А что еще синее?
Дети. Море.
Воспитатель. Похлопайте себе в ладоши! Мы собрали уже шесть цветов, остался последний. Вы видите самолетик?
Дети. Вот он!
Воспитатель. Самое последнее, самое трудное задание, и если мы справимся, то расколдуем радугу полностью, и никогда Злюка - Закарлюка не сможет колдовать и делать нам неприятности.
Надо нам нарисовать радугу. Можете рисовать так, как хотите: кистью, карандашами, пальчиками, главное не пропустите цвета и нарисуйте их в правильном порядке.
7. Рисование Радуги-радости.
Воспитатель. Молодцы! У нас получилась великолепная радуга. Да не одна, а много. И каждая особенная, такая же особенная, как и вы! И опять звучит колокольчик. Наша слива стала фиолетовой. А это значит, что Злюка -Закарлюка вернула нам все цвета радуги.
Вы - молодцы! Вы - герои! Вы спасли нашу Землю и нашу радугу!
Послушайте, пожалуйста, какое красивое стихотворение написал детский поэт С. Я. Маршак о радуге.
Радуга-дуга
Солнце яркое с дождем
Строят радугу вдвоем –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя.
А построили в два счета
Поднебесные ворота.