Александра Додонова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:формировать умение наиболее точно подбирать слова, для характеристики выделяемых особенностей предмета, обосновывать свой ответ; познакомить детей с обитателями моря; развитие лексического строя речи (обогащение, активизация и уточнение словаря по теме «Морские животные»); формирование грамматического строя речи (развитие умения пользоваться разными частями речи в соответствии с их признаками, умение строить простые и сложные предложения); развитие связной речи (умение составлять рассказ по предметным и сюжетным картинкам); развитие творческих способностей, внимания, моторики рук.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Воспитательные задачи: развивать внимание, умение слушать товарища, интерес к подводному миру, любовь к природе и окружающему миру.
Словарные задачи: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.
Оборудование: Презентация о подводном мире, дидактическая игра «Море волнуется», творческая работа.
Вводная часть
Вношу в группу ПК с приготовленной презентацией о подводном мире. Показ презентации сопровождаю текстом и вопросами.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное подводное путешествие. Мы опустимся в морские глубины, чтобы полюбоваться красотою подводного мира и познакомиться с его обитателями.
А приглашает нас в путешествие Золотая рыбка. Ей очень захотелось побывать во владениях ее старых знакомых, которые живут в море.
Основная часть
Итак, мы отправляемся к морю. Какое бывает море? (Оно бывает спокойным, тихим, слегка волнующимся, а бывает бурным, шумным, грозным). А в его глубинах скрывается удивительный, загадочный, таинственный подводный мир.
Вот мы и попали во владения знакомых Золотой рыбки. А вот и первый его обитатель.
Загадка:
Не шагаю по дороге,
Хотя, ног довольно много.
Я в морской живу пучине,
И скрываюсь в бездне синей.
Сверху – вылитая груша,
Выгляжу немного тучно.
Обувь подобрать не смог,
Плачет грустный (Осьминог).
Осьминог.
Вот живое существо, размером не больше котёнка, имеющее восемь гибких щупалец-рук с присосками. Рот у него беззубый, нос клювом, ног нет, глазищи огромные, выразительные. Над глазами топорщатся маленькие рожки. осьминог – мастер маскировки. Он принадлежит к группе так называемых животных -хамелеонов. Осьминог, затаившийся на дне океана в водорослевом царстве, среди кучи подводных камней делается просто незаметным. Да ещё он способен и изменить цвет кожи под цвет окружающей обстановки, и подолгу ожидает, пока добыча подплывёт к нему поближе.
Беседа:
- Для чего осьминогу такое большое количество ног?
(С помощью ног осьминог плавает и ловит добычу, на ногах у него есть присоски).
- Для чего осьминог выпускает чернильную струю? (Так он маскируется когда ему угрожает опасность, обманывает врагов, чтобы легче было уплыть.)
- Какой осьминог по размеру и форме? (Осьминог не больше котенка. Голова у осьминога круглая, есть восемь длинных ног.)
- Какого он цвета? ( Осьминог может быть разного цвета: серого, красного, зеленого. Когда он сердится или пугается, то меняет цвет).
- Теперь, мы с вами спускаемся глубже в море. Что же это за чудо?
Загадка:
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Морская звезда.
Морская выглядит как звезда на небе и принадлежит морю. Звезды могут быть различных цветов и разных размеров. Тело морских звезд имеет, в зависимости от вида, от 5 до 40 рук. Тот, кто назвал их звездами, возможно, не знал, что они на самом деле могут ходить. Если вы перевернете звезду на спину, вы сможете увидеть более 15000 трубок-ног. Разве это не смешно, ноги прикрепляются к рукам животных? Эти ноги в конце имеют присоски, которые присасываются к поверхности, чтобы подняться или ползать по ней.
Беседа:
- Чем похожи звезды, которые сияют в небе и звезды, которые живут в море? (Морские звезды и звезды в небе похожи по форме).
- Чем они различаются? (Морская звезда – это живое существо. Лучики – это ноги с присосками,с помощью которых она передвигается. А еще она открывает ими раковины).
- Какого цвета морская звезда? (Морские звезды бывают красными, желтыми, синими, яркими. Яркий цвет – сигнал опасности: так она говорит своим врагам не подходи).
- Ребята, наша Золотая рыбка зовет нас к следующему ее знакомому, давайте отгадаем кто же это.
Загадка:
Каждый, кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли
Состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь -
Обжигает, как огонь. (Медуза)
Медуза.
Медузы появились более 650 миллионов лет назад. Это означает, что они старше динозавров и акул.
Медузы состоят примерно на 95% из воды, 3-4% – из соли и 1-2% – из белка. У них также нет ни сердца, ни глаз, ни системы кровообращения, ни жабр. Большинство медуз состоят из трех частей: студенистое тело; щупальца, которые жалят и ловят добычу; и ажурный ротик, который поглощает пищу.
Беседа:
- На что медузы могут быть похожи? Какой они формы? ( Медузы похожи на раскрытые зонтики: они могут напоминать по форме колокольчики, фонарики, блюдца, шляпы).
- Почему до медуз не следует дотрагиваться? (Медузы бывают ядовитыми. Они могут обжечь).
- Какого цвета медузы? (Медузы бывают прозрачные, голубые, розовые, красные, лиловые).
- Ой, ребята, а кто это прячется на морском дне?
Стихотворение:
На песчаном дне жила
Чудо-рыба камбала.
Рака в гости пригласила,
И богатый стол накрала.
Рак к хозяйке в дом пришел,
Но ее там не нашел!
Очень жаль, что камбала
Незаметная была!
Камбала.
Камбала обитает в морях Атлантического океана. Характерной чертой рыбы является то, что взрослые особи ложатся на один бок, вследствие чего глаза смещаются на верхнюю часть головы.
Взрослая особь камбалы узнается безошибочно – у нее очень сильная ассиметрия тела. Бок рыбы, на котором она проводит всю свою взрослую жизнь, бледный и шершавый. На нем нет ни плавников, ни глаз. Сторона, обращенная к поверхности, гладкая и замаскирована под цвет дна. Как правило, верх рыбы темно-коричневый, но может различаться в зависимости от места обитания.
Беседа:
- Почему рак не нашел камбалу, когда пришел к ней? (Камбала была такого же цвета, как ее дом, рак ее просто не увидел. Камбала окрашена в такой же цвет, как и песок).
-Почему камбала такого же цвета, как песок? (Такой цвет помогает камбале легко прятаться от врагов; так она защищается; ляжет на дно – и ее не видно)
-Какая камбала по форме? (Камбала плоская, приплюснутая, вытянутая с двух сторон, напоминает блин).
Заключительная часть
Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Чтобы вернуться обратно поиграем в игру «Море волнуется раз». Понравилось вам путешествие? Что понравилось больше всего? С какими морскими обитателями нас познакомила Золотая рыбка?
Давайте на память о нашем путешествии нарисуем рисунки и потом подарим их нашим родителям и расскажем, в какое увлекательное путешествии мы побывали.