Елена Герасимова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Рассказывание на заданную тему»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Обучающие:
связная речь - учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
звуковая культура речи - учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Развивающие:
Грамматика - развивать умение детей образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, активизировать в речи сложноподчинённые предложения;
развивать умение правильно пользоваться кистью, клеем.
Воспитательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Рассказывание на заданную тему“» размещена в разделах
формировать представления о том, что у каждого животного есть свой дом, воспитывать положительное отношение к животным, птицам.
Словарь:
ввести в словарь - темень, тишь;
систематизировать - скворечник, свиристель, коростель.
Предварительная работа:
составление рассказов на темы стихотворений, рассказывание по картинкам, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по темам, подготовка атрибутов к аппликации: скручивание кусочков белых салфеток, вырезывание силуэтов зайчат.
Материал:
сюжетные картинки с изображениями детёнышей разных животных (по количеству детей, скворечник, слайды к стихотворению, загадкам, игрушка – белый зайчонок, кисти для клея, подставки (для кистей, клей, салфетки, тарелочки с готовыми деталями (комочки из салфеток, силуэты зайчат.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре,
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
- Где спит рыбка? (в воде).
- А в конуре кто спит? (собака). Собака с малышами …. щенками.
- В конуре собака со щенками,
- В дупле – белка с …. бельчатами,
- В норе – лиса с …. лисятами, а в дырочке под полом – мышка с …. мышатами.
- В разных домах живут животные со своими детёнышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?»
Я буду называть разные, знакомые вам дома животных, а вы скажите, какие детёныши в них живут и чей это домик.
- Чей дом в конуре? (щенков, щенят).
- В конуре дом щенков, а в норе …. лисят.
- В дупле – дом …. бельчат.
- В конюшне – дом …. жеребят.
- В коровнике – дом. … телят.
- В скворечнике – дом …. скворчат.
Как вы догадались, что скворечник – дом скворчат?
Итог: «Скворечник – домик, который люди строят для скворцов, поэтому он так и называется: скворечник».
В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие
птицы – синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка
устроит себе дом или кладовую. Очень гостеприимный скворечник!
Вот такой домик есть и у нас.
Но прежде, чем я его покажу вам, мы проведём физкультминутку.
Физкультминутка.
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (шагаем).
Пролетел весёлый жук,
Ж-ж-ж! (взмах руками – крыльями).
Гуси шеи выгибают.
Га-га-га.
Клювом перья расправляют. (повороты туловища).
Ветер ветки раскачал. (вверху качаем руками).
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р.
Зашептал в траве камыш,
Ш-ш-ш. (тянемся на носочках вверх).
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (медленно приседаем).
-Ребята, посмотрите, какой у нас скворечник. Помогите, пожалуйста, попасть детёнышам в наш домик.
(воспитатель раздаёт картинки с изображением детёнышей – по одной каждому ребёнку).
- Рассмотрите свои картинки. Можете тихонечко рассказать друг другу, что на них изображено.
Домик пускает к себе всех: и зверят, и птенцов. Только нужно правильно и вежливо попросить об этом. Если вы ошибётесь и неправильно назовёте своего детёныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыши не смогут попасть внутрь домика.
Кто хочет помочь своим детёнышам, поднимите карточки.
Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая возможность детям выполнить игровое задание, правильно попросить:
«Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших бельчат, моего лисёнка и т. д.»
- Все малыши собрались в скворечнике. Очень хорошо вы справились с заданием.
- Послушайте, пожалуйста, загадку и скажите, о ком в ней говорится.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
(белка).
Почему вы думаете, что это белка? (ответы детей) – показ слайда.
- А вот ещё загадка.
Зимой спит, летом ульи ворошит.
(медведь).
Как вы догадались, что это медведь? (ответы детей) – показ слайда.
- И ещё одна загадка.
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку!
(кукушка).
Почему вы думаете, что это кукушка? (ответы детей) – показ слайда.
-Ребята, для вас следующее задание.
Посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображен? (жеребёнок, телёнок, бельчонок) – показ слайдов поочередно.
-Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно.
Жеребенок, где гулял? (ответы детей - я по улице скакал, я маму искал и т. д. ).
Теленок, теленок, где ты был? (ответы детей - я за мамою ходил и т. д. ).
Где гулял? (ответы детей - травку кушал, мух гонял и т. д. ).
Эй, бельчонок, где ты был? (ответы детей - я в дупло грибы носил и т. д. ).
Где гулял? (ответы детей - я по веточкам прыгал и т. д. ).
- Молодцы, ребята.
- А это кто к нам пришёл? (игрушечный зайчонок белого цвета).
- Ребята, давайте спросим у зайчонка.
Зайчик, зайчик, где ты был? (за капустою ходил).
Где гулял? (на полянке танцевал, за морковкою скакал).
-А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика, который на полянке танцевал. (2-3 рассказа).
(воспитатель даёт оценку рассказам).
- Ребята, а зайчику так понравились ваши рассказы, но ему почему – то грустно. А вы случайно не знаете почему? (у него нет друзей).
- Давайте мы с вами вместе сделаем друзей зайчонку.
Но перед тем как приступить к выполнению задания, проведём пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка – сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка коростель,
Эта птичка злой орлан.
Птички, птички по домам!
- Возьмите, пожалуйста, правильно стульчики и пройдите за столы.
- Перед вами лежат силуэты зайчат.
- Посмотрите на нашего зайчика. Какой он: белый, пушистый, мягкий.
Вы должны будете переодеть ваших зайчиков в такие же белые, пушистые шубки.
Кисточки берём правильно, возле «железной юбочки». Клея много не набираем. Намазываем поверхность силуэта зайчика, а потом накладываем готовые детали.
Наши зайчата готовы. Посмотрите, сколько белых, пушистых друзей появилось у зайчика. Какие они красивые у вас получились, молодцы.
Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы занимались, рассказывали, как выполняли физминутку, пальчиковую гимнастику, как делали аппликацию.