Оксана Гильдебрандт
Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснований, почему тот или иной кружок соответствует какому-то персонажу, мотивировки ответов на «хитрые» вопросы);
2. Закреплять навыки использования глагольной лексики, согласования прилагательных с существительными и образования уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „В гостях у сказки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
3. Развивать символическую функцию мышления детей в процессе поиска образов, соответствующих знакам-заместителям, выделяя и называя характерные признаки персонажей сказки «Колобок».
4. Развивать сенсорные умения выделять свойства и отношения объектов окружающего мира по цвету и величине, а также способность «узнавать» объект по его части (творческое воображение).
5. Закреплять навыки количественного счета
6. Воспитывать готовность оказывать помощь, способность к сопереживанию.
Обогащать словарь детей словами : театр, афиша, спектакль, персонажи, активизировать в речи названия героев сказки, названия овощей и фруктов.
Материал: конверт – письмо, ширма, театр би-ба-бо по сказке «Колобок», круги (модели) разного цвета и размера, дидактическая игра «Разрезные картинки», мяч, «волшебная» палочка, мультимедийная доска, корзина с овощами и фруктами.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята, когда я шла к вам в детский сад, то встретила по дороге добра молодца Иванушку. А он к вам с письмом из театра торопился:
«Ребята, помогите нам! С героями какой-то сказки случилась беда, они просят помощи». Но что с ними случилось? Вы хотите узнать и помочь им? /Ответы детей/. Тогда мы отправляемся в театр, а Ваня возвращается в свою сказку.
Идти нам придётся долго и далеко, ну а чтобы мы не устали, давайте сделаем разминку (упражнение на координацию речи и движения) :
Я в ладоши хлопаю и ногами топаю
Руки разотру, тепло сохраню.
Ладошки-ладошки, утюжки-недотрожки
Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.
Вы погладьте ножки, чтоб бежали по дорожке.
Воспитатель. Ну что размялись немножко? А теперь в путь. Вот и театр. (Дети проходят через импровизированный вход, построенный из модулей.) Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь на свободные места.
На мультимедийном экране появляется Сказочница.
Сказочница : Дорогие ребята! Мы рады, что вы решились помочь сказочным героям. А из какой они сказки, догадайтесь сами:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Всё ж попался….(Колобок)
Воспитатель. Так из какой же сказки герои, которым мы должны помочь? Вы догадались? (Ответы детей).
Воспитатель. Что же случилось с ними? Занавес закрыт. Может, я его открою и посмотрю, /Открывает занавес и удивляется, увидев модели. / Ничего не понимаю? Где же герои? Ой, посмотрите, здесь лежит какая то записка:
В театр пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Чтоб заклятье это снять
Надо очень много знать.
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем сказочным героям? (Ответы детей)
Воспитатель показывает на маленький серый круг. Как вы думаете, кто это? /Ответы детей/ Правильно, заяц. А как вы догадались? /Ответы детей/
Воспитатель. Теперь давайте попробуем превратить его в зайца. Становитесь в круг и расскажите, что делает зайчик. А поможет вам в этом «волшебная» палочка. Вы должны будете назвать действие и только после этого передать палочку.
Проводится лексико-грамматическое упражнение «Что делает?». Дети передают друг другу «волшебную» палочку, называя при этом слово-действие: скачет, прыгает, грызёт, прячется, убегает и т. д.
Воспитатель во время игры заменяет модель на изображение героя. Молодцы, ребята, столько действий назвали! Посмотрите, а мы ведь зайчика расколдовали! Он приготовил для вас корзинку и хочет поиграть в игру «Мы считаем» (дети стоят по кругу, воспитатель подходит к каждому и предлагает по желанию взять из корзинки овощ или фрукт, игра проводится один – два раза)
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
А в ней много овощей,
(фруктов много разных в ней)
Посчитать-ка их сумей.
(1-огурец,2-огурца,3-,4-,5-огурцов)
Теперь давайте отгадаем следующего героя и расколдуем его.
Воспитатель обращает внимание детей на большой серый круг. Как вы думаете, кто заколдован в этом круге? (Ответы детей). Почему вы решили, что это волк? Может быть, это ещё один заяц? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, а какой волк? (Проводится лексико-грамматическое упражнение «Назови, какой», во время которого происходит очередная замена модели.)
Воспитатель. Как хорошо, ребята, что вы знаете так много слов! Посмотрите, вы ведь и волку помогли!
Чтобы волк снова не превратился в круг, нужно ответить на хитрые вопросы. Будьте внимательны!
1. На столе лежат 2 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежит на столе? (побуждаю детей объяснить свою отгадку)
2. Сколько жирафов плавает в Чёрном море?
3. У какой фигуры больше углов: у квадрата или прямоугольника?
4. Кто громче мычит: петух или корова?
5. Сколько человек тянули репку в сказке?
6. Все ребята точно знают: кошки очень громко лают!
7. Скачет наш котёнок ловко, очень любит он морковку!
Воспитатель. А вот еще круг, какого он цвета? (показывает коричневую модель). Как вы думаете, кто бы это мог быть? /Ответы детей/.
Воспитатель. Ребята, а ведь медведь такой сластёна. Вы знаете, что он любит больше всего? /Ответы детей/. Давайте присядем у пенёчков и приготовим для мишки угощение. Может и он быстрее расколдуется.
Проводится игра «Разрезные картинки». Дети из 4-6 частей собирают изображения бочки мёда, ягоды, гриба, ореха, рыбы.
Воспитатель. Лиза, чем ты угостишь медведя? А ты, Никита? И т. д. Ой, какие вы молодцы, и медведя расколдовали! Посмотрите. Как он радуется. Вот и Колобок прикатился, и какую-то песенку поёт. А вы, ребята, знаете, какую песню он пел в сказке? Давайте споём её все вместе.
(Песенка Колобка обыгрывается с помощью движений рук.)
Слова песенки Движения
Я, Колобок, Колобок! Двумя руками изобразить лепку, скатывание Колобка;
Я по коробу метён, Имитировать подметание;
На сметане мешён, Имитировать размешивание теста двумя руками;
В печку сажён, Имитировать задвигание противня в печку;
На окошке стужён. Двумя руками обрисовать в воздухе воображаемое окно; дуть, вытянув губы;
Я от дедушки ушёл, Ведущей рукой обхватить воображаемую бороду, затем махнуть рукой и потопать ногами;
Я от бабушки ушёл, Двумя руками имитировать завязывание платка под подбородком, затем махнуть рукой и потопать ногами;
Я от зайца ушёл, Сделать ушки, сложив два пальца, махнуть рукой и потопать ногами;
И от волка ушёл, Имитировать пасть волка, «постучать» зубами, махнуть рукой и потопать ногами;
А от тебя, медведь, и
подавно уйду. Имитировать косолапую походку медведя, махнуть рукой и имитировать бег на месте.
После физминутки дети возвращаются к ширме.
Воспитатель. Ребята, у нас остался последний круг. Какого он цвета? /Ответы детей/. Как вы думаете, кого превратил злой волшебник в этот круг? /Ответы детей/.
Воспитатель. Ребята, что сделала лиса с Колобком в сказке? /Ответы детей/. А давайте мы задобрим лису, назовём ласково и, может быть, она не съест Колобка. (Проводится игра «Назови ласково».) К кому Колобок сядет на плечо, тот и дарит лисе ласковое слово.
Воспитатель. У лисы не морда, а…./мордочка/; не глаза, а …. и т. д.
На мультимедийном экране вновь появляется сказочница.
Сказочница : Какие вы молодцы, ребята, расколдовали всех героев!
Не зря говорится: «Назвался другом – помогай в беде». Я рада, что все вы оказались настоящими друзьями».
Дети повторяют пословицу и «завязывают узелок» на память.
Сказочница : «По делам и награда: сундучок волшебный с подарком моим».