Татьяна Бабина
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «В гостях у Весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Задачи:
- закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
- учить детей называть приметы весны, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
- развивать связную речь детей;
- совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя мнемотаблицу;
- продолжать развивать память, внимание, мышление;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы „В гостях у Весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- прививать любовь и интерес к природе родного края;
- поощрять умение слушать друг друга; чувство уверенности в себе.
Предварительная работа.
Беседы о временах года, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, рассматривание красочных иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок, чтение рассказов М. Пришвина, К. Паустовского, К. Ушинского и др., рисование по временам года.
Оборудование.
Фланелеграф, мнемотаблица «Весна», картина «Весна», картинки для д/и «Трик – так – это не так».
Словарная работа: схемы, веснянка.
Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход НОД.
I. Организационная часть.
Воспитатель. Давайте нашим гостям и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро – нам шепчут цветы;
Доброе утро – журчат ручейки;
Доброе утро – шумят тополя;
Доброе утро – родная земля;
Доброе утро – солнцу и птицам;
Доброе утро – улыбчивым лицам.
Воспитатель. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. После таких слов стало больше радости и светлых лиц. Сядьте все ровно, спинку выпрямите. Постарайтесь быть внимательными и активными. Сначала повторим правила красивой и правильной речи.
Дети (хором). 1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
II. Основная часть.
Воспитатель. А о чем будет сегодня речь, сами узнаете.
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают
И летят, и летят…
Воспитатель. Догадались, о чем будем сегодня вести разговор?
Дети. О весне.
Воспитатель. А сейчас послушайте сказку:
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Воспитатель. Как вы думаете, что это за чудо у весны?
Дети. Это чудо – солнце.
Воспитатель. Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.
Воспитатель. Какие же изменения в природе стали происходить с началом весны?
Дети. Начал таять снег, стали прилетать перелетные птицы. Солнце и светит и греет…
Воспитатель. Молодцы, вы очень много назвали примет! Давайте вспомним чистоговорку о весне.
Чистоговорка
На – на – на – наступила весна
Но- но – но – распахнём окно
Не – не – не – рады мы весне!
Воспитатель. А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется: «Трик – так – это не так».
Д/игра «Трик – так – это не так».
Воспитатель. Я буду читать предложения, вы, если это правильные предложения, говорите «Так», а если не правильные – «Трик – так - это не так». Я спрашиваю «А как?», и вы отвечаете правильно.
1. Тает снег.
2. Прилетели снегири.
3. Звонко поет скворец.
4. Начинается листопад.
5. Начинается капель.
6. Дети пускают кораблики.
7. Набухают и раскрываются почки.
8. Птицы улетают в теплые края.
9. Медведь залег в берлогу.
10. Дети надели теплые шапки и шубы.
Воспитатель. Молодцы. Не ошиблись! Поиграем в игру «Подбери родственные слова».
Лексическая игра «Подбери родственные слова».
Воспитатель. Найдите родственников к слову: весна.
Дети. Весняночка, веснушка, весенний.
Воспитатель. О чём можно сказать весенний
Дети. Ручей, дождь, день, сад.
Воспитатель. Весенняя…
Дети. Вода, лужа, капель, песенка, проталинка;
Воспитатель. Весеннее
Дети. Облако, настроение, солнце, небо, утро.
Воспитатель. Молодцы. Вам понравилось играть?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда продолжим дальше и поиграем в игру «Подбери признак».
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель. Придумайте определение к слову «Весна» Какая она?
Дети. Тёплая, красивая, ранняя, поздняя.
Воспитатель. Солнце. Какое?
Дети. Ласковое, лучистое, яркое.
Воспитатель. Трава?
Дети. Зелёная, сочная, маленькая
Воспитатель. Цветы…
Дети. Красивые, разноцветные, душистые.
Воспитатель. Птицы…
Дети. Голосистые, веселые, быстрые.
Воспитатель. Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили. А сейчас немного отдохнем.
Физ. минутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Свои спинки растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель. Посмотрите на картину. Какое время года изображено на картине?
Дети. На картине изображена весна.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Стал таять снег, появились первые проталины, стало тепло, светит ярко солнце…
Воспитатель. А теперь давайте мы побудем писателями и попробуем составить интересные рассказы о весне. Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю вам план. Это маленькие картинки (показываю). Как они называются?
Дети. Схемы.
Воспитатель. Правильно. Они разложены по порядку и будут подсказывать в какой последовательности рассказывать рассказ.
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Воспитатель. Кто хочет рассказать? (Рассказы детей (5- 6 рассказов). Молодцы!
Составление рассказа по схеме.
Воспитатель. Молодцы, интересные рассказы получились.
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии?
А чтобы и весна была яркая и веселая, давайте послушаем про нее песню.
Слушание песни «Весна пришла»
Литература.
1. Развитие речи детей 5 – 7 лет. 3-е изд. дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. :ТЦ Сфера,2015. – 272 с. – (Развиваем речь).
2. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,2010.