Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы (1 фото)

Елена Иванова
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

«В гостях у Марьи Искусницы»

(конспект НОД по познавательному развитию в средней группе)

Программное содержание: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

Обучающие:

- Научить детей последовательному изготовлению куклы – Пеленашки.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В гостях у Марьи Искусницы“ для детей средней группы» размещена в разделах

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.

Развивающие :

- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие - постановка проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности

Познавательное развитие – обсуждение и рассматривание кукол -оберегов, знакомство с новой куклой.

Речевое развитие - развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла?».

Художественно – эстетическое развитие – изготовление куклы-пеленашки.

Планируемые результаты:

- Расширить представления детей об истории русской культуры.

- Познакомить с новым видом куклы - Пеленашки.

- Изготовить куклу – Пеленашку.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».

- Дидактическая игра «Из чего сделана?»

- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости.

Давайте поздороваемся. (Здороваются)

Звучит русская народная песня выходит из-за ширмы Марья Искусница в русском народном костюме.

Марья : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

Нравится?

А сейчас носят такие наряды?

А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

- Ой, а что это у вас в руках?

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие. Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

Воспитатель: А мы с ребятами и стихи о любимых игрушках знаем.

Ребенок 1: Машинок много у меня —

Есть красные, зеленые.

И каждый день их в садик я,

Ношу, чтоб поиграли в них друзья.

Марья : А из какого материала сделана машинка? (Машинка сделана из металла) Значит машинка какая? (Машинка металлическая)

А что у тебя за игрушка? (Заяц)

Воспитатель: Расскажи нам пожалуйста стих о твоей игрушке

Ребенок 2: У зайчика ушки торчат на макушке,

Любит он вкусный листик капустный.

Бегает быстро и прыгает ловко,

Всё потому, что ест он морковку!

Марья : А из какого материала сделан зайчик? (Зайчик сделан из резины) Значит заяц какой? (Заяц резиновый)

А что у тебя за игрушка? (Слон)

Ребенок 3: Он огромный, как гора,

Уши словно два крыла,

Ноги – толстые колонны,

Вес отличный: под две тонны!

Грузы носит он шутя,

А послушен, как дитя.

Слон силён и неуклюж,

Очень любит тёплый душ.

Марья : А у тебя из какого материала игрушка? (из пластмассы) Значит слон какой? (Пластмассовый)

Воспитатель: Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

Марья : На Руси, издавна игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла) (показывает тряпичную куклу)

Воспитатель: Марья Искуссница, а мы уже знакомы с самыми первыми куклами, в которые играли наши прабабушки! Давай мы тебе расскажем о них.

Давайте посмотрим на экран

1. Традиционная тряпичная кукла несет в себе память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.

2. Народная кукла оберег ещё с глубокой древности была человеку защитой от болезней, несчастий, от злых духов.

3. Русская народная тряпичная кукла Крупеничка.

4. Обрядово-обереговая кукла «Зернушка» или «Крупеничка»

5. Кукла была символом достатка. «Зернушка» делалась осенью из зерна нового урожая и хранилась в семье до весны. Делали её из мешочка, наполненного до верху зерном, зашитого и перетянутого по талии и шее красными нитками. Кукла должна была быть дородной и нарядной.

6. Кукла оберег «Веснянка»

7. На Руси её делали молодые девушки, когда наступала весна, и дарили этих кукол друг другу. Традиционно у неё яркие волосы необычного цвета. Веснянка – символ молодости и красоты. Даря эту куклу, желали молодости и жизнерадостности.

8. Мартинички

9. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Воспитатель: Марья Искусница, вот с такими тряпичными куклами уже познакомились наши ребята. И ещё нам предстоит познакомится и научиться изготавливать тряпичных кукол самим.

Марья : Игра «Какая кукла». Какие ребята вы молодцы! Есть и у меня кукла, самая любимая. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.

Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!

Я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1. Я подготовила вам куколки, но их нужно запеленать.

2. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

3. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.

4. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.

Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравится?

Воспитатель: Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним:

- Что вы сначала будете делать? (завяжем платок)

- Какой шаг следующий? (запеленаем куклу в одеяло и перевяжем одеяло ленточкой)

Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(хлопают в ладоши)

Оля, Аня, Света, Нина,

И весёлая Марина.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Кукол всех пересчитать.

(хлопают в ладоши)

Сколько кукол – пять.

Практическая работа детей.

Воспитатель: Итак, давайте приступим к изготовлению куклы.

(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

Воспитатель: Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!

Рефлексия.

1. Чему мы научились?

2. Что для вас было самым трудным?

3. Какое сейчас у вас настроение?

4. Понравилось вам наше путешествие?

Марья : Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла –Пеленашка. А тому, кто хорошо потрудился я приготовила угощение- конфеты.

Гостям спасибо за внимание!

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Капелька» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Капелька» для детей средней группы. Воспитатель:.

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы «Виды транспорта» Цель: Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения- наземный, воздушный, водный. Задачи: o Дать понятие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные зимой» для детей средней группы Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные зимой» для детей средней группы. Интеграция образовательных областей : «Речевое.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В гостях у царицы Математики». Счет в пределах 10 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 станицы Ленинградской муниципального.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы  «Профессия — почтальон» Тема: «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН» Цель: Знакомить с профессией почтальона, его трудовыми действиями. Задачи: -Расширять представление детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Прогулка в весенний лес» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию «Школа дорожных знаков для детей средней группы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Конспект Непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Что такое вода» Цель: развитие у детей способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения. Задачи: 1. Развитие любознательности,.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей группы раннего возраста «Клоун в гостях у детей» Конспект занятия для детей группы раннего возраста «Клоун в гостях у детей» Программное содержание: • Учить детей различать предметы.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Как зимуют дикие звери» "Как зимуют дикие звери"Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюсредняя группа Кычакова Наталья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы
Опубликовано: 5 мая 2018 в 17:33
+123Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 296834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД