Анастасия Марьина
Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки [Т]-[Т’]. Буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков [Т] и [Т']. Формирование умений различать звуки [Т] и [ТЬ']. Учить выделять заданный звук на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Учить определять местонахождение звука в словах. Формировать навыки звукового анализа слогов.
Коррекционно-развивающие задачи : Развивать фонетический слух. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе „Согласные звуки [Т]-[Т’], Буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи: Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её. Воспитывать умение слушать ответ товарища.
Оборудование: карта-схема, тигренок, домики звуков, звуковики, артикуляция звуков Т-ТЬ, карточки (раздаточный материал)
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Сядет тот, у кого предмет на карточке расположена буква в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ребята, к нам на занятие пришел Тигренок Татошка. Тигренка в гости позвала его подруга. Тигренок знает где она проживает, но он боится идти один и просит Вас его проводить и помочь преодолеть препятствия, которые могут встретиться на пути.
Отправляемся в путь: идем вверх-поворачиваем направо-идем направо вниз.
1 препятствие
«Знакомство со звуком Т»
Л: Какой звук слышится в имени тигренка-Татошка? (первый звук Т). Когда стучит молоток, мы слышим звук Т.
Л: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Положите на горло ладошку и произносите звук Т. Голосок поет или спит? (спит). Вы догадались, какой это звук? (глухой, согласный, твердый). Каким цветом мы будем обозначать этот звук? (синим без колокольчика).
Л: Отправляемся дальше. Едем прямо.
2 препятствие
Игра «Поймай звук Т»
Ат, ту, пы, ит, ук, кот, мох, стул, шкаф, нос, тарелка, автобус, рука, книга, Таня.
3 препятствие
Д/И «Определи место звука в слове» ( картинки: самолет, танк, утка)
4 препятствие «Динамическая пауза»
Игра «Запретное движение»
5 препятствие «Знакомство со звуком ТЬ»
Ребята, когда работает большой молоток, мы слышим звук Т. Какой звук мы слышим, когда работает маленький молоточек? (звук ТЬ). Какой первый звук слышим в слове : Тигренок (звук ТЬ)
Л: Что делает язык, когда произносим звук ТЬ. При произношении (ть) – кончик языка опускается за нижние зубы. Попробуем спеть звук ТЬ (он не поется). Положите на горло ладошку и произносите звук ТЬ. Голосок поет или спит? (спит). Вы догадались, какой это звук? (глухой, согласный). Что делаю губки, когда мы произносим звук ТЬ – губки улыбаются, значит звук ТЬ мягкий. Каким цветом мы будем обозначать этот звук? (зеленым без колокольчика).
Л: Отправляемся дальше. Едем прямо.
6 препятствие
Игра «Какой звук в слове» (если Т- поднимаем синий звуковичок, если – мягкий-зеленый)
Звуки : Т, А, Т’, Б, Т’, Н, Т, У, Т’, Т, М, Т’, И.
Слоги: ТА, БУ, ВЫ, ТЯ, ТО, НУ, ТЕ, ТЫ, МА, ТУ,ТЁ, КА
Слова: танк, телефон, кабан, туфли, котенок, банан, топор, майка, тюльпан, утка, белка, паутина, кот, нить.
А сейчас проверим кто какое слово запомнил.
(Обращаясь к одному ребенку) Какие ты слова запомнил?
Молодцы!
7 препятствие
Звуко-буквенный анализ слогов : ИТ, ТИ.
Л. : - Ребята, вот мы и добрались. Послушайте внимательно и посмотрите, к кому же шел в гости тигренок Татошка? (К букве Т)
Чтоб букву Т запомнить нам,
Т токарь выточил нам точно:
Два столбика: один стоит,
А второй на нем лежит.
Л. : - Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?
Д. : Буква Т.
Л. : - Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?
Д. : На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т. д.
Закрепление графического изображения Буквы Т.
Л. : - Нарисуйте в воздухе Букву Т носиками (крышка-слева направо, ножку-сверху вниз).
III. Подведение итогов.
Л. : - Ребятки, вот и пора нам собираться к себе. Вам понравилось сегодня путешествовать.
- Кто помнит, с кем мы отправились в путь? К кому в гости спешил тигрёнок?