Багаджиян Валентина
Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие.
Образовательные области.
«Коммуникация» : Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Формирование функций языкового анализа (слоговой анализ, фонетический анализ и синтез). Развитие всех компонентов речи детей (лексической, грамматической, фонетической) в различных формах и видах детской деятельности. Упражнение в словообразовании, путем подбора родственных слов; в согласовании существительных с числительными в единственном и множественном числе; склонении существительных по падежам и родам. Обучение составлению предложений. Упражнение в восстановлении нарушенной последовательности звуков в структуре слова, составление слова из звуков и слогов. Практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Публикация «Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
«Познание» : Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, любознательности, наблюдательности. Расширение кругозора детей, закрепление знаний о космосе. Формирование целостной картины мира.
«Социализация» : Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру. Формирование умения слушать своих друзей, не перебивать, отстаивать свое мнение, работать в группе сообща, договариваться.
«Здоровье» : Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие общей и мелкой моторики. Профилактика зрительного, психического и физического переутомления.
Участники: дети 6 – 7 лет подготовительной группы детского сада.
Предварительная работа учителя-логопеда с детьми:
Систематическая, четко спланированная индивидуальная и подгрупповая совместная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по преодолению общего недоразвития речи (формирование лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи).
Оборудование:
Оборудование для демонстрации презентации.
Презентация к занятию «Случай на Красной планете». В презентации использованы фрагменты мультфильма «Тайна третьей планеты» (Студия «Союзмультфильм»,1981 год).
Картинки-раскраски с изображениями летающей тарелки, портретов жителей Красной планеты, наборы букв.
Наборы цветных карандашей.
Набор букв для составления слова ОСТРОВ.
Схемы с обозначением позиции звука в слове.
Набор для составления фонетических схем.
Детская игрушка «Волшебный микрофон».
Загадка о роботе (автор Станислав Косенко).
Аудиозапись группы «Спейс».
Су – джок массажеры.
Содержание НОД:
Слайд 1. Информационный слайд.
1. Создание мотивационной ситуации.
Звучат тревожные позывные. Логопед в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.
Логопед. Ребята, только что поступили тревожные позывные с какой-то планеты. Давайте посмотрим, кто нас просит о помощи.
Слайд 1. Идет фрагмент из мультфильма «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981).
Жители Красной планеты.
Слайд 2,3. SОS. Дорогие ребята! Мы ваши друзья с Красной планеты. С нами произошло несчастье: на планете потерялся звук. Мы перестали понимать друг друга. Многие друзья из-за этого поссорились, хотя раньше жители планеты были очень дружелюбными. Помогите, пожалуйста. Без вашей помощи нам не справиться.
Если вы выполните задания, соберете буквы и из них составите слово, то мы узнаем, где спрятан звук на нашей планете. Помогите!
Логопед. Ребята, давайте поможем жителям Красной планеты.
Дети выражают согласие о помощи жителям Красной планеты.
Логопед. А жители Красной планеты будут периодически выходить с нами на связь.
2. Определение первого пропущенного звука.
Слайд 4. Жители Красной планеты. Спасибо, ребята! Помогите нам понять, какой звук у нас потерялся. Сейчас слова без этого звука звучат так: …ЫБА, …АК, …УКА, …АДУГА. Какой же звук потерялся?
3. Самомассаж и артикуляционная гимнастика.
Логопед. Давайте немного расслабим наши мышцы и приготовим наш язычок к работе.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже.
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются,
Губки улыбаются.
Подбородок разотрем.
Дружно губки пожуем.
Там живет наш язычок,
Пусть погреется дружок.
Кончик языка сейчас
Поработает у нас.
Приготовились к полету,
К запуску моторов
Глубоко воздух вдыхаем,
С силой ветер выдыхаем…
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас – др-р-р!
Характеристика звуков Р, Р`.
Логопед. А теперь, давайте ещё раз вместе произнесем этот звук.
Дети произносят звук Р.
Логопед. Как ты думаешь, какой это звук гласный или согласный?
Ребенок. Этот звук согласный.
Логопед. Почему ты так решил?
Ребенок. Звук Р согласный, потому что выдыхаемый воздух встречает преграды.
Логопед. Это звук твердый или мягкий?
Ребенок. Звук Р твердый.
Логопед. В домике, какого цвета он будет жить?
Ребенок. Он согласный твердый, поэтому будет жить в синем домике.
Логопед. Назови его мягкого друга.
Ребенок. Это звук Р`.
Логопед. В домике какого цвета будет жить звук Р`?
Ребенок. В зеленом, потому что он мягкий согласный.
Жители Красной планеты. Спасибо, что вы смогли узнать, какой звук у нас потерялся. Вот и первая буква слова-подсказки.
Слайд 5. Изображение буквы.
Логопед. Какая это буква?
Дети. Это буква С.
Логопед. Какие звуки она обозначает?
Ребенок. Она обозначает звуки С и С`.
Логопед. Давайте послушаем, какое задание нужно выполнить, чтобы получить следующую букву.
4. Определение наличия или отсутствия звука Р в слове. Определение позиции звука Р в слове (начало, середина, конец).
Слайд 7. Посмотрите на картинки.
Картинки РАКЕТА, РАДУГА, ЛАМПА, РОЗА.
Логопед. Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?
Ребенок. Я думаю, что слово лампа лишнее, потому что всех словах есть звук Р, а в слове лампа нет.
Логопед. Где спрятался звук Р в словах ракета, радуга, роза в начале, в середине или в конце.
Ребенок. В этих словах звук Р находится в начале слова. Аналогично проводится работа еще с тремя слайдами.
Слайд 8. ВОРОНА, КОРОВА, СОРОКА, СУМКА.
Слайд 9. МУХОМОР, ПОМИДОР, СКАМЕЙКА, ЗАБОР.
Слайд 10. РАК, РОБОТ, ВАЗА, РАМА.
Слайд 11. Жители Красной планеты. Вы молодцы! Вот вторая буква.
Слайд12. Буква В.
Логопед. Какая это буква?
Дети. Это буква В.
Логопед. Какие звуки она обозначает?
Ребенок. Она обозначает звуки В и В`.
Логопед. В слове звезда тоже есть звук В, какой он твердый или мягкий?
5. Игра «Семейка слов»
А давайте поиграем в игру «Семейка слов» : образуем слова одной семейки (родственные) к слову звезда.
• Как можно назвать слово «звезда» ласково? (звездочка)
• Если на небе много звезд, то мы говорим … небо (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
• А звезды падают? Как называют, когда звезды падают? (звездопад)
6. Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок массажеров.
Логопед. В небе видны яркие вспышки – это метеоритный дождь, осколки падающих звезд. Метеориты попали к нам в руки, давайте с ними поиграем.
Луно-, луно -, луноход
Отправляется в полет (дети катают массажеры в ладошках)
На старт, внимание, зажигание (дети открывают мячики и достают
колечки)
10,9,8,7,6.5,4.3,2.1 – взлет! (одевают колечки поочередно на все пальцы)
7. Дифференциация звуков Р – Р`.
Слайд 13. Жители Красной планеты. Мы любим летать в гости на соседние планеты, но наши летательные аппараты не могут отправиться в полет: у них не горят сигнальные огни. Помогите с этим справиться.
Логопед. Ребята, присаживайтесь за стол. Кажется, я догадываюсь, что надо сделать. Приготовьте синий и зеленый карандаши. Если вы услышите твердый согласный звук Р, раскрасьте огонек синим цветом, а если мягкий – зеленым. (Детям раздаются картинки с изображением летающей тарелки). Слушайте внимательно : СКАФАНДР, РАКЕТА, АСТРОНОМ, КОРАБЛЬ, МЕТЕОРИТ, ПРИБОР. Дети раскрашивают фонарики в соответствии с заданием.
8. Дидактическая игра «1,3,5»
Логопед. А теперь, давайте с вами посчитаем: одна ракета, три ракеты, пять ракет; один скафандр, три скафандра, пять скафандров и т. д.
Слайд 14. Жители Фиолетовой планеты. Отлично! Теперь мы сможем вновь путешествовать. Вы получили еще одну букву.
Буква О.
Логопед. Какая это буква?
Ребенок. Это буква О.
9. Динамическая пауза. Речь с движением.
Логопед. Вы очень хорошо работаете, наверное, подустали. Сделаем динамическую паузу.
Дети выходят на свободное пространство группы и выполняют движения под космическую музыку.
В космосе так здорово!
Звезды и планеты.
В черной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Быстрые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывать однажды.
10. Подбор слов со звуком Р в начале. Слоговой анализ.
Слайды 15,. Житель Красной планеты. Помогите мне передать слова, которые начинаются со звука Р. Давайте девочки будут придумывать и говорить в микрофон слова на звук Р, а мальчики будут радистами – будут передавать эти слова в космос, отстукивая их по слогам на металлофоне, и слова будут сразу же попадать к жителям Красной планеты.
Слайд16. Жители Красной планеты. Как много слов вы подобрали и отослали! Молодцы! Смотрите, еще одна буква.
Слайд17. Буква Т.
Логопед. Какая это буква?
Дети. Это буква Т.
Логопед. Какие звуки она обозначает?
Ребенок. Она обозначает звуки Т, Т`.
11. Дидактическая игра по звуковому синтезу «Расшифруй радиограмму».
Слайд18. Жители Красной планеты.
Следующий сеанс связи, ребята, был нарушен неизвестным космическим объектом, и до нас дошли только эти звуковые волны (Слайд19) и перепутанные буквы.
Надо собрать слова из этих букв. Справитесь?
(дети собирают слова из букв, за столами)
Логопед. Какое слово у вас получилось?
Дети. Рак.
Логопед. Давайте проверим?
Слайды 20,21,22,23, 24. Появляется картинка РАК.
Аналогичный алгоритм проводится со словами СЫР, РЫБА, РОБОТ, КРЫША.
Слайд 25. Жители Красной планеты. Здорово! Все слова собрали. Вот и следующая буква.
Слайд 26. Буква О.
Логопед. Какая это буква?
Дети. Это буква О. Она обозначает звук О.
12. Отгадывание загадки.
Слайд27. Жители Красной планеты. Мы очень любим загадывать загадки. Одну из них мы приготовили для вас.
Логопед. Послушайте ребята эту загадку.
Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умен –
Задачи все решает он.
И, если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спиться.
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем как человек! (Станислав Косенко)
Логопед. Кто же это? Догадались?
13. Звуковой анализ слова РОБОТ. Составление звуковой схемы слова.
Логопед. Назови все звуки по порядку.
Ребенок. Р, О, Б, А, Т
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Ребенок. В этом слове пять звуков.
Логопед. Назови гласные звуки.
Ребенок. Гласные звуки О, А,
Логопед. Почему они гласные?
Ребенок. Выдыхаемый воздух не встречает преград.
Логопед. Назови согласные.
Ребенок. Согласные звуки Р, Б, Т.
Логопед. Почему они согласные?
Ребенок. Выдыхаемый воздух встречает преграды.
Логопед. Твердые это согласные или мягкие?
Ребенок. Это твердые согласные.
Детям раздаются наборы для выкладывания звуковой схемы слова РОБОТ.
Логопед. Выложите схему этого слова.
Дети. Выкладывают схему слова РОБОТ.
14. Упражнение в составлении предложения с заданным словом.
Логопед. Придумайте предложение, в котором будет слово РОБОТ.
Слайд 28. Житель Красной планеты. Отлично! Вот и последняя буква слова-подсказки. Это буква Р.
Логопед. Какая это буква?
Дети. Это буква Р.
Логопед. Какие звуки она обозначает?
Дети. Она обозначает звуки Р и Р`.
15. Зрительная гимнастика «Космос» (слайд 29)
16. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
Логопед. Присядьте за стол и обведите все буквы Р на листе. Будьте внимательны. Обводите только «правильные» буквы.
Логопед. Сколько букв ты обвел?
Ребенок. Я нашел и обвел буквы Р.
Слайд 30. Буквы С В О О Т Р.
Логопед. Все буквы мы собрали. Давайте попробуем из них собрать слово-подсказку. Как вы думаете, какое это слово может быть?
Детям предлагается составить слово-подсказку из букв, разложенных на столе. Дети составляют слово ОСТРОВ и произносят вслух.
Слайд 31. Слово ОСТРОВ.
Логопед. Отлично слово вы собрали, а как же оно поможет нашим друзьям?
15. Итог занятия.
Слайд 32 - Жители Красной планеты. Ребята, у нас на планете есть остров. Именно там спрятан звук Р. Вот в сундучке. Сейчас мы его откроем, и вновь все смогут им пользоваться. Огромное спасибо! На память по электронной почте мы передаем вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Всего доброго! Успехов вам!
Детям раздаются картинки-раскраски с изображением жителей Красной планеты.
Слайд 33. Спасибо!