Элеонора Головко
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание формирование целостной картины мира»
Задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых;
2. Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений);
3. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Образовательная область «Коммуникация» Задачи:
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок.
Образовательная область «Социализация» Задачи:
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации;
2. Воспитывать сопереживание, желание помочь.
Образовательная область «Безопасность» Задачи:
1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу;
2. Не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Активизация словаря: насекомые, земноводное (лягушка, летать, ползать, прыгать, трудолюбивый, назойливый.
Д/И «Разрезные картинки»
Задачи : развивать умение составлять целое из частей, внимание, мышление, мелкую моторику рук, речь.
Д/И «Кого не стало»
Задачи : Развивать память, внимание, грамматический строй речи.
Д/И «С какого дерева листок»
Цель игры: Формировать грамматический строй речи, закрепить знания о деревьях и их названии, развивать внимание
Материалы: Демонстрационный
- картинки с изображением насекомых (стрекоза, бабочка, кузнечик, божья коровка, муравей); картинка с изображением лягушки;
- игрушка муравей, жук;
- паутина с пауком;
- муравейник (из солёного теста) на полянке из мха.
Раздаточный
- для Д/И «Кого не стало», игрушки – кузнечик, божья коровка, пчела, муха, жук.
- для Д/И «Разрезные картинки», ламинированные картинки насекомых разрезанные на 4-6 частей.
- для Д/И «С какого дерева листок?» 3 макета деревьев, листочки из картона (берёзовые, кленовые, дубовые, на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о насекомых. Наблюдения за насекомыми на прогулке. Рассматривание иллюстраций. Игры: «Разрезные картинки». Знакомство с моделями существенных признаков насекомых.
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Рассказ воспитателя: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Сегодня, когда я шла на работу, то дул сильный ветер. Неожиданно я услышала, что кто-то зовёт на помощь. Когда я наклонилась, то на листочке я увидела маленького муравьишку. Хотите посмотреть какой он был? А был он вот такой (воспитатель показывает игрушку муравья в коробочке). Ребята давайте поможем муравьишке, не оставлять же его в беде. Попробуем вернуть его домой и заодно вместе с ним попутешествуем.
Муравьишка говорит, что дорога к его дому ведет через речку, через лужайку.
Давайте отправляться в путь.
По дорожке мы идем,
Муравья с собой несем,
Муравьишка заблудился,
Мы домой его вернем.
А вот и речка. Ребята, а муравей умеет плавать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Муравей не умеет плавать. Как же нам переправит его на другой берег?
Дети: Перенести на руках, сделать лодочку из листьев, попросить рыбку, можно птичку, она перелетит.
Воспитатель: Давайте мы поплывем, а муравья будем держать в руках.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Вместе раз – это брасс.
Одной другой – это кроль.
Вышли на берег крутой.
Отведем муравьишку домой.
И оказались мы с Вами на лужайке. А кто живет здесь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Звучит музыка «Звуки природы».
(Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки с отгадками)
1. Шевелились у цветка 2. Имя взял у кузнеца,
Все четыре лепестка Цвет у огурца,
Я сорвать его хотел, Крылья у мошки,
Он вспорхнул и улетел. Ножки у блошки.
(Бабочка) (Кузнечик)
3. Что за девчонка: 4. Всех жучков она милей
В поясе тонка, Спинка алая у ней,
Огромные очи А на ней кружочки,
Летит, стрекочет. Черненькие точки.
(Стрекоза) (Божья коровка)
5 Чернокожий карапуз, 6. Скачет зверушка –
Не по росту тянет груз. Не рот, а ловушка
(Муравей) Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка)
Кто лишний в этих загадках?
Дети: Лягушка
Воспитатель: Почему?
Дети: Лягушка не насекомое. Лягушка животное.
Воспитатель обращает внимание на выставленные картинки.
А сейчас вы сами попробуете собрать насекомых.
Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки».
(каждый ребенок собирает картинки насекомых из отдельных частей, затем говорят - кто у них получился).
Дети: (бабочка, муравей, стрекоза, божья коровка, жук, кузнечик)
Звучит музыка «Звуки леса».
Пока дети собирают картинки, воспитатель прячет муравья в паутину.
Воспитатель: Молодцы ребята, как быстро вы справились с заданием, всех насекомых собрали.
Ой, кажется, погода портится, тучи набегают, дождик стал накрапывать.
Звучит музыка «Звуки дождя».
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
То по громче, то по тише (хлопают в ладоши)
Барабанит дождь по крыше. (хлопают в ладоши)
Протянули мы ладошки (вытянуть руки вперед)
Дождик их помыл немножко. (имитация мытья рук)
Насекомые тоже спрятались от дождя.
Проводится дидактическая игра: «Кого не стало»
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку с изображением насекомого, затем спрашивает: Кого не стало? Дети открывают глаза и отвечают, кого не стало (какая картинка убрана).
И наш муравей куда-то пропал. Поищите его.
Дети ищут. (находят муравья в паучьей сети)
Воспитатель: Муравей попал в паучью сеть. Как же нам его освободить?
Дети: прогнать паука, распутать паутину, потрясти паутину и он вывалится, попросить паука отпустить муравья, дать пауку еды).
Воспитатель: Ребята паук отпустит муравьишку, если мы выполним его задание.
Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок»
(воспитатель раскладывает по группе листья с деревьев, включает музыку «Чайковский Детский альбом». Пока звучит музыка, все дети гуляют. Когда музыка прекратится, дети берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся около него. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какой у него лист и с какого он дерева).
Дети: кленовый листок с клена, дубовый листок с дуба, березовый с березы, осиновый с осины).
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята. Вы быстро справились с заданием паука, и вот муравьишка свободен.
На земле ребята великое множество насекомых. Есть большие и маленькие. У них на брюшке есть поперечные полоски, как бы «насечки», вот отсюда и название: насекомые. У них три части тела и шесть ног. Они едят траву, зелень, меньших насекомых. Некоторые летают, кто-то ползает, кто-то прыгает. Иногда человека сравнивают с насекомыми.
Про какого человека можно сказать:
Воспитатель - Трудолюбивый как….
Дети …. Пчела.
Воспитатель - Назойливый как…
Дети…. муха.
Воспитатель: Хорошо. А вот посмотрите, жучок летит. Давайте у него спросим, где дом муравья? Жук нам скажет, но только после того, как мы кое-что ему объясним.
Чем похожи:
- Бабочка и воздушный шарик? ( ответы детей: они летают, они легкие, разного цвета)
- Муравей и панелевоз? ( ответы детей: они груз тяжелый могут на себе тащить, медленно с грузом ползут)
- Стрекоза и вертолет? ( ответы детей: когда стрекоза летит, и вертолет летит, у них пропеллер крутится, и они гудят)
- Паук и ткач? ( ответы детей: паук ткет паутину, а ткач ткань делает)
Воспитатель: Да вот посмотрите мы уже и пришли. Наконец муравей оказался дома. –Ребята, а как называется дом муравья? ( ответы детей: муравейник.)
(Воспитатель подводит детей к муравейнику)
Итог НОД:
Воспитатель: Вот и закончилось приключение муравьишки, он вернулся домой, а помогли ему в этом вы, добрые, заботливые ребята, которые любят природу.
Расскажите мне пожалуйста, а как мы должны беречь природу? ( ответы детей: не разрушать муравейники, не ломать веточки, не рубить деревья, не разрушать птичьи гнёзда)
Анюта и Даша приготовили стихотворения о природе.
Природа в нашей жизни Нельзя природу обижать
Большую роль играет. Нельзя рубить леса.
Если беречь природу, Нельзя животных обижать,
Жизнь веселее станет. Они ведь наши друзья.
Список литературы:
1. В. Бианки «Путешествие Муравьишки»
2. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории» Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2002г.