Галина Блоха
Конспект НОД по познавательному развитию «Деревья» в средней группе
Конспект НОД по познавательному развитию «деревья» в средней группе.
Цель: формировать у детей представление о таких деревьях как дуб, клен, рябина, береза, ель.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Деревья“ в средней группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие: развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением деревьев, листочки с различных деревьев, презентация «Деревья».
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? (о дереве.)
2. Основной этап:
Игра "Собери дерево". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.)
Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно
В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.
1-й ребенок. У меня корни.
2-й реб. У меня ствол.
3-й реб. У меня ветки.
В. Это крона деревьев.
4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.
В: Вы собрали дерево.
Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону
Какую пользу приносят корни дереву?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)
Игра «Какой бывает лес?»
Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.
В: почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) Назовите деревья.
(На доску выставляются картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели)
В: посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.
Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки - крону)
Чем различаются? (имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ЕЛЬ - ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки - хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.
В: посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.
Физминутка (дети образуют круг)
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на месте, расставив руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками влево- вправо)
Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках)
Упражнение «Топни-хлопни».
Воспитатель: сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.
слова: «погремушка», «колокольчик», «береза», «кот», «дуб», «велосипед», «гном», «клен», «осина», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.
Воспитатель: отлично! Вы были очень внимательными.
Упражнение «Один – много»
У меня лист, а на дереве. (листья).
У меня ветка, а на дереве. (ветки).
У меня дерево, а в лесу. (деревья).
У меня корень, а у деревьев. (корни).
У меня ствол, а у деревьев. (стволы).
У меня береза, а в лесу. (березы).
У меня елка, а в лесу. (елки).
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна - кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).
Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)
(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики)
Деревья приносят большую пользу:
• их свежая зелень украшает города и селения;
• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
• деревья дают древесину;
• они служат топливом;
• из дерева делают мебель, бумагу;
• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)
• не вырубать, не ломать деревья;
• не разжигать в лесу костры;
• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
• поливать плодовые деревья, обкапывать их;
Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?