Калашникова Юлия
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Дом, в котором я живу»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №13 «Умка»
Конспект ООД по познавательному развитию
«Дом, в котором я живу»
Подготовила и провела: Калашникова Ю. В
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; дать представление о строительных профессиях; пополнить знания о конструкциях домов.
Задачи: Образовательные:
Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к труду строителей; воспитывать бережное отношение к своему дому.
Развивающие :
Развивать мышление, связную речь, умения сравнивать, анализировать, творческое воображение, мелкую моторику.
Оздоровительные:
Пальчиковая гимнастика. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия.
Оборудование: картины с изображением домов, бумага большого формата, цветные карандаши, фломастеры.
Предварительная работа:
Рассказывание сказок «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Рассматривание изображений различных архитектурных сооружений. Фантазии на тему, какие дома могут быть у сказочных героев.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель читает стихотворение «Новый дом».
Против школы новый дом.
В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим и считаем этажи:
Раз – этаж, Два – этаж,
Три, четыре – мы в квартире.
-Все где-то живут. Давайте вспомним, где живут зверушки. Я буду читать начало стихотворения, а вы – заканчивать его:
Медведь живет в (берлоге,
Лиса, барсук – в … (норе,
Бобер построил … (хатку,
Белка живет в … (дупле,
Крот под … (землей) ютится –
Там он с семьёю всей.
А где живем мы с вами,
Кто скажет мне скорей? (Ответы детей.)
Воспитатель: правильно, ребята, мы с вами живем в домах, в квартирах. А где живет собака? (Вбудке.) Где живет петух? (В курятнике.) Где живет корова? (В сарае, коровнике.) (Ответы детей).
Игра «Чей дом» с мячом.
(Дети встают по кругу, либо в ряд. Воспитатель кидает мяч всем детям по очереди и задаёт вопросы).
- У медведя, чей дом? (Медвежий).
- У зайца, чей дом? (Заячий).
- У волка, чей дом? (Волчий).
- У белки, чей дом? (Беличий).
- У барсука, чей дом? (Барсучий).
- У черепахи, чей дом? (Черепаший).
- У лягушки, чей дом? (Лягушачий).
Воспитатель: Ребята, а где живет человек? (Ответы детей). Правильно, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.) Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные - из блоков. Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.) Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей. В каких домах живете вы? Расскажите, пожалуйста. (Несколько детей рассказывают о своем доме).
Воспитатель: Вот видите, ребята, кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме. А есть люди, которые живут в общежитии рядом с множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. (Дети повторяют слово «общежитие» вместе, выборочно).
Воспитатель: Ребята, для чего нужен дом и какой он бывает, мы с вами выяснили. Он нужен, чтобы жить, а бывает он многоэтажный и одноэтажный. Но чтобы построить домик, нам необходимо знать, из чего же они состоят. Расскажите, пожалуйста, из чего строят дома? Что в нем есть? Сколько комнат? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, представим, что мы открываем дверь, входим в дом и все это сразу видим или нет? (Ответы детей). (Всё это у нас находится в определенных местах – в своих комнатах.)
Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
- Для чего нужна кухня? Что там делают? (Ответы детей)
Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки
Просто умываемся. (Ванная комната.)
- Для чего нужна ванная комната? (Ответы детей)
Сладкий сон
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будит иногда. (Спальня.)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Гостиная)
Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом. (Прихожая)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали!
- Ребята, а как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).
- Молодцы! Из вас вырастут замечательные помощники! А давайте вспомним, как наводят порядок старушки из далёкой деревушки? Встанем в круг.
Пальчиковая гимнастика (выполняется стоя) :
Стояла изба в деревушке. (дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки)
В ней жили смешные старушки. (указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые платочки)
Бельё зашивали метелками, (Одну руку держат ребром, другой имитируют движение подметания пола)
Полы подметали иголками, (Имитирует движения подметания пола, соединив все пальцы вместе, держат иголки)
Солили волнушки в подушке, (Имитируют движение соления, трут пальчики друг о друга, затем ладошки соединяются вместе – подушка)
И шли подремать на кадушке. (Потягиваются, соединяют пальцы, принимая форму бочонка).
Стояла изба в деревушке. (дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки)
В ней жили смешные старушки. (указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые платочки)
Бельё зашивали иголками, (имитируют движение шитья иголкой)
Полы подметали метёлками, (имитируют движение подметания пола)
Солили волнушки в кадушке, (имитация движения соления, пальчики трут друг о друга, кадушка – пальцы соединены, принимают форму бочонка)
И шли подремать на подушке. (Потягивание, соединение рук вместе, под щеку).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, что есть у каждого дома? (Ответы детей). Правильно, у дома есть и крыша, и окна, и двери, и кухня и ещё много другого. А для чего это нужно, мы сейчас узнаем.
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы…»
(Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно).
Крыша нужна дому для того, чтобы…
Двери нужны дому для того, чтобы…
Окна нужны дому для того, чтобы…
Мебель нужна дому для того, чтобы…
Кухня нужна дому для того, чтобы…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Рисование «Дом моей мечты».
(Для рисования предлагаются цветные карандаши, фломастеры. На заранее подготовленной бумаге большого формата ребята рисуют свои дома, дорогу, деревья).
Воспитатель: наша работа готова. Посмотрите, как много интересных домов у нас получилось! Ребята, а давайте придумаем название городу, где все наши дома будут «жить». (Предложения детей).