Оксана Павлеченкова
Конспект НОД по познавательно — речевому развитию «Путешествие в старшую группу» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
итоговой НОД по познавательно – речевому развитию
Тема: «Дорога в старшую группу».
Цель: Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей полученные в течение года.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания детей о животных, временах года, частях суток, транспорте.
Публикация «Конспект НОД по познавательно — речевому развитию „Путешествие в старшую группу“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
• формировать у детей познавательный интерес окружающему миру, родной природе.
• закрепить умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
Развивающие :
• продолжать развивать связную речь детей, обогащать их словарь, развивать умение использовать наиболее употребительные прилагательные, наречия, упражнять в употреблении в речи антонимов.
• побуждать детей отвечать на вопросы, формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками.
• упражнять в умении отгадывать загадки.
• развивать двигательные навыки, мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитательные:
• воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений.
Ход НОД
- Ребята, скажите, пожалуйста, в какую группу вы сейчас ходите. А следующая группа как называется? Хотели бы вы в неё попасть? Как вы думаете, что нужно, чтобы в неё попасть? (ответы детей). Я могу вам в этом помочь.
- Посмотрите, у меня в руках схема-карта. На ней нарисованы три дороги:
Давайте посмотрим, куда ведёт первая (на рисунке болото).
А вот вторая дорога. Куда же она нас приведёт? (на рисунке лес с избушкой Бабы Яги).
А вот третья дорога – ведет в старшую группу. Отправляемся в путь? (да). А на чём бы нам отправиться в путешествие?
- Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный, наземный). А какие машины представляют эти виды транспорта? (автомобиль, поезд, самолет, пароход, ракета).
Хочу вас предупредить, что на этой дороге встречаются препятствия, их надо преодолевать. Вот первое из них:
Мы поиграем в игру «Что без чего не бывает» (с мячом).
- Не бывает белки без. (хвоста);
- Не бывает супа без (картошки);
- Не бывает машины без (колес);
- Не бывает дерева без (веток);
- Не бывает компота без (фруктов);
- Не бывает мамы без (детей);
- Не бывает стола без (ножек);
- Не бывает моря без (воды).
- Молодцы, ребята. Мы можем перейти к следующему препятствию
– игра «Всезнайка».
Отгадайте загадку:
«В луговой траве стрекочет,
В руки к нам идти не хочет.
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки» (кузнечик)
- Верно (показываю картинку). Назовите насекомых, которых вы знаете? ( Дети перечисляют: комар, муха, оса, пчела, стрекоза, бабочка, жуки, пауки и т. д.)
Вторая загадка:
«На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут певца? (скворец)
- Верно (показываю картинку). Назовите, пожалуйста, известных вам птиц? (Дети перечисляют).
Следующее препятствие - игра «Описываем животное». Если отгадаете животное, то на ширме появится этот зверь.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
- Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные.
А о ком следующая загадка?
Хвост крючком,
Нос пятачком,
На спине щетинка
Кто же это? (Свинка).
- Это тоже дикое животное? (ответы детей).
А каких домашних животных вы знаете ещё? (ответы детей)
- Чем отличаются дикие от домашних животных? (ответы детей)
Воспитатель показывает картинки, дети называют животных и их детенышей. (Картинки предполагают ответы детей во множественном числе).
- Кто мне подскажет, как зовут детёнышей животных?
У белки – бельчата
У зайца – зайчата
У лисы – лисята
У медведя – медвежата
У волка - волчата
У ежа – ежата
У кабана – поросята
Физминутка
У оленя дом большой,
А у зайца маленький.
Олень сидит в окошко глядит,
Зайка по полю бежит.
В дверь к нему стучит тук - тук:
- Дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка забегай,
Лапку мне давай.
- Вы очень хорошо справились с заданием, и мы подошли к следующему препятствию - игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда началось наше путешествие, в какое время суток?
- А какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май – их не забывай).
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают?
- В какое время года птички улетают на юг?
- В какое время года расцветают подснежники?
- В какое время года играют в снежки?
- В какое время года тает снег?
- В какое время года с деревьев опадают листья?
- В какое время года появляются проталины?
- Вы, молодцы. Следующее препятствие - игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
- А теперь поиграем в игру наоборот - игра «Какое что бывает».
– Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его и говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
- Зелёным – огурец, листья, краска…
- Широким – река, дорога, лента…
- Вкусным – варенье, торт, сок…
- Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
- Высоким – дом, башня, температура…
- Круглым – солнце, апельсин, мяч…
- Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
- Какие вы молодцы. Хотите поиграть с мячом? Эта игра станет нашим последним препятствием.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
- Маленький (большой)
- Быстрый (медленный)
- Длинный (короткий)
- Высокий (низкий)
- Широкий (узкий)
- Далеко (близко)
- Высоко (низко)
- Белый (чёрный)
- Грустный (веселый)
- Сладкий (соленый)
- Добрый (злой)
- Храбрый (трусливый)
- Молодцы, ребята! Вы очень многое знаете, мы убедились сегодня в этом. Все препятствия вы преодолели и можете смело шагать по дороге в старшую группу!