Инесса Короткова
Конспект комплексной НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе детей с ТНР «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили и провели:
воспитатель Короткова И. А.
учитель-логопед Скиба К. М.
Программное содержание
Цель: Активизация, уточнение, пополнение запаса знаний детей по лексической теме «Космос».
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать, расширять словарный запас детей по теме «Космос».
- Продолжать работу над развитием связной речи, закреплять умения
отвечать на вопросы, учить аргументировать свои высказывания.
- Закреплять отчетливое произношение имеющихся в речи детей звуков.
Публикация «Конспект комплексной НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе детей с ТНР „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Учить координировать речь с движением.
Развивающие :
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Развивать мелкую, мимическую моторику.
- Формировать правильное речевое дыхание, длительный речевой выдох.
- Развивать высоту, силу голоса.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между определенными событиями в жизни людей, своими переживаниями и выражением лица (эмоции).
Воспитательные:
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
- Формировать нравственные качества: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.
- Воспитывать умение выслушивать вопрос воспитателя до конца и ответы детей.
- Развивать интерес к познанию окружающего мира при использовании
Оборудование: презентация, видеописьмо, прозрачные кубы, камни, части ракеты на магнитной основе, звезды с изображением эмоций, шарики и кольца су- джок, металлический треугольник,«марсианские» дорожки с наклеенными камнями, глобус, мяч «метеорит», «волшебное покрывало» (легкая ткань, вырезанная в форме круга и украшенная облаками из бумаги, плоскостные изображения космонавтов с прорезями для указательного и среднего пальцев.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети под музыку заходят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель: Давайте, ребята, друг друга поприветствуем.
Доброе утро! Добрый день!
Нам здороваться не лень.
Друг на друга посмотрели
И улыбками согрели.
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам.
Воспитатель: Ребята, приближается знаменитая дата -12 апреля. Кто из вас знает, какой праздник мы отмечаем в этот день?
Дети: День космонавтики.
1 слайд – космическое пространство
Воспитатель: А что произошло 12 апреля?
Дети: В этот день человек впервые полетел в космос. И первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня в детский сад прислали необычное сообщение. Вам интересно узнать, кто же его нам прислал? (Да) Тогда давайте посмотрим его.
2 слайд – видеописьмо от марсиан
Приглашение в гости от инопланетян – марсиан: «Здравствуйте, земляне! Мы, жители планеты Марс, знаем, что скоро вы будете отмечать большой праздник – День космонавтики. Мы бы очень хотели его отметить вместе с вами. Прилетайте к нам в гости. Мы будем очень вам рады!»
Воспитатель: Ребята, кто же нас приглашает в гости? (Mарсиане). Хотите отправиться в космос, как настоящие космонавты? Какими должны быть космонавты? (Сильными, смелыми, отважными, умными, закалёнными, терпеливыми, здоровыми, выносливыми). Но в гости ведь ходят с подарками. Давайте возьмем с собой глобус – макет нашей планеты. Подскажите, на чем можно совершить космическое путешествие? (На ракете)
Воспитатель: Давайте и мы построим нашу ракету. Детали нашей ракеты будут появляться после каждой отгаданной загадки. Вы загадки отгадайте, хором дружно отвечайте.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это (Космонавт)
Во дворе давно темно
Посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она
В небе жёлтая (Луна)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический (Метеорит)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется (Земля)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая (Ракета)
Воспитатель: Молодцы, ребята, ракета готова.
Логопед: А как вы думаете, далеко ли находится планета Марс? (Ответы детей). Действительно, планета Марс находится очень далеко, и чтобы наш полет прошел успешно, нам нужно запастись едой. Ребята, а вы знаете, в чем космонавты берут еду на космический корабль? (Ответы детей). Верно, в тюбиках.
3 слайд – тюбики
Логопед:Сейчас я буду называть продукты питания, а вы поможете мне разложить их вот в эти тюбики (на экране появляются тюбики с изображенными на них цифрами
1,2,3). Если в слове 1 слог, этот продукт мы положим в тюбик с цифрой 1, если 2 слога – в тюбик с цифрой 2, если 3 – в тюбик с цифрой 3.
Слова для игры:
чай, суп, рис, сыр, пюре,
компот, гречка, мясо, рыба,
сырники, картошка, вермишель, колбаса, шоколад.
Логопед: Mолодцы, ребята! Ракета есть, еду взяли. Вы, как настоящие
космонавты, готовы лететь в космос. А теперь проверим, работает ли двигатель и все
системы исправно (встаем в круг)
Голосовое упражнение «К полету готовы»
- Проверяем запас топлива (длительно тихо произносить с-с-с, длительно громко
произносить з-з-з);
- Закрываем люки (произносить гласные на твердой атаке);
- Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной высотой голоса);
- Включаем двигатель (длительно произносить звук ж-ж-ж от тихого к
громкому)
Воспитатель: Все системы в норме. Оденем скафандры, можно отправляться.
Физкультминутка «Космодром»
Всё готово для полёта,
(Дети поднимают руки сначала перед собой, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят.
(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени до взлёта,
(Опускают руки через стороны и одновременно маршируют)
Космонавты встали в ряд.
(Встают прыжком – ноги врозь, руки на поясе)
Поклонились вправо, влево,
(Делают наклоны в стороны)
Отдали земной поклон.
(Делают наклоны в стороны)
Сейчас ракета полетит,
(Подпрыгивают вверх)
Опустеет космодром.
(Приседают на корточки)
Воспитатель: Все готовы к полёту? Занимайте свои места, пристегните ремни
(дети садятся на стулья). Начинаем обратный отсчет 10, 9, 8…. – 1 – пуск
4 слайд - ракета отлетает от Земли
Воспитатель: Вот мы и летим.
5 слайд – Земля из космоса
Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор. Какая наша планета красивая,
разноцветная. Что означают цвета на ней? ( Голубой цвет - это вода: океаны, моря, реки,
озера; зеленый - леса, растения; белый - это снег или облака, желтый - пустыни,
коричневый – горы)
6 слайд – планеты Солнечной системы
- Но, кроме нашей планеты, существуют и другие. Посмотрите, чем все они похожи? (все круглые, все вращаются вокруг солнца)
- Чем отличаются? (размером, цветом)
Воспитатель: Возьмите массажные шарики (Су – Джок)
- Покажите, как планеты движутся вокруг Солнца. (Дети выполняют круговые движения шарика по ладошки.)
- Теперь возьмите кольца.
Пальчиковая гимнастика с использованием кольца Су-Джок
(каждый палец правой и левой руки поочередно массируют кольцом на каждую строчку стихотворения)
По порядку все планеты назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун,
Он восьмым идёт по счёту.
A за ним уже, потом,
Самый маленький – Плутон.
Воспитатель: Кстати, сейчас ученые решили, что Плутон из-за очень маленького размера уже не считается планетой.
7 слайд – Меркурий
Воспитатель: Смотрите, мы приближаемся к планете Меркурий. Эта самая
близкая к солнцу планета. Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. Вам интересно узнать, как они образовались? Я прошу вас пройти в исследовательское бюро (прозрачные кубы, наполненные песком, камни разного размера) Представьте, что это поверхность Меркурия, а это метеориты, которые постоянно сталкиваются с ней. Бросьте камни. Что получилось?
Дети: Впадины, кратеры.
(Воспитатель предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки на поверхности от удара. Дети самостоятельно экспериментируют, делают вывод, что размер кратера зависит от размера «метеорита»)
Воспитатель: Давайте продолжим наш полет, занимайте места, пристегивайтесь (дети садятся)
8 слайд – Марс
(Звучит сигнал - металлический треугольник)
Воспитатель:
Вы слышите, нам подают сигналы! Наверное, это марсиане приветствуют нас. Давайте ответим им, повторим их сигнал хлопками в ладоши.
(3-4 ребенка повторяют за педагогом звуковой ритмичный рисунок)
Воспитатель: Дети, вы узнаёте планету, к которой мы подлетаем сейчас?
Дети: Марс.
Воспитатель: Как вы узнали, что это Марс?
Дети: Она красного цвета.
Воспитатель: Да, вся поверхность Марса покрыта красной пылью и
камнями. Давайте пройдем по поверхности Mарса, идти будем осторожно, наступая
только на камни.
Упражнение «Mарсианская тропинка»
У каждого ребенка плоскостное изображение космонавта с прорезями для указательного и среднего пальцев. Космонавт должен пройти по дорожке, наступая только на камни (по показу воспитателя) :
- На двух «ногах»;
- По очереди наступая на камни указательным и средним пальцем;
- Считая камни вслух (1 камень, 2 камня, и т. д.)
Воспитатель: А вот и марсиане встречают нас.
9 слад – марсиане
Мимическая гимнастика (дети повторяют выражение разных эмоций по
показу педагога) :
Сначала марсиане испугались,
Разозлились, заволновались,
Погрустили, удивились,
Нам они заулыбались
И весело с нами засмеялись.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что на Марсе часто идет метеоритный дождь? А марсиане играют с упавшими метеоритами точно так же, как мы на Земле
играем с мячом и предлагают поиграть.
Игра с мячом-метеоритом «Один-много»
Логопед: Я буду называть один предмет и бросать вам метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова для игры: звезда, космонавт, спутник, комета, впадина, станция, планета, метеорит, кратер.
Логопед: А мы марсиан можем научить скороговорке. Дети сначала
проговаривают текст скороговорки, затем проговаривают ее с различными
движениями: хлопки в ладоши, перекрестные шаги, кулак-ладонь и т. д.
Космонавтом стать хочу,
С мамой в космос полечу.
Логопед: Ребята, вам понравилось на Марсе? Но нам пора уже в обратный путь. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше.
(На слайде включить звук)
Марсиане: Спасибо, Земляне, мы будем часто вас вспоминать. Но нам очень грустно, потому что мы никогда не увидим вашу красивую планету Земля.
Воспитатель: А у нас есть для вас подарок - модель нашей Земли,
глобус. А нам надо возвращаться на Землю.
(Прощаются, идут к космическому кораблю, пристегиваются)
10 слайд - звук отлета – Земля
Воспитатель: Смотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой
чудесной, самой красивой и любимой планете Земля. Наш корабль благополучно приземлился. Как же легко дышится на нашей планете.
11 слайд – весна-релакс
«Волшебное покрывало» (упражнение для развития речевого дыхания)
Логопед: Ребята, дайте вспомним, как играть с волшебным покрывалом: делаем шумный вдох носом – покрывало поднимается, плавно выдыхаем ртом -покрывало опускается. (Затем делаем вдох, а на выдохе произносим фразу) :
Мы вернулись.
Мы вернулись на Землю.
Мы вернулись на родную Землю.
Наконец мы вернулись на родную Землю.
Воспитатель: Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое:
люди, растения, животные. Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю. А. Гагарин: «Люди, будем хранить и приумножать
эту красоту, а не разрушать её!»
Рефлексия: Ребята, где мы с вами побывали? Кого видели? Что запомнилось больше всего? Какое у вас настроение после нашего путешествия? Если наше путешествие вам понравилось, приклейте улыбающуюся звездочку рядом с нашей
ракетой, а если не понравилось – грустную.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями и вернемся в свою группу.
До встречи, до свидания,
Скажем всем мы на прощание.
Будем рады мы опять
Всех гостей у нас встречать.
(Дети под музыку возвращаются в группу)