Ольга Романенко
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях; закреплять знания названий комнатных растений (бальзамин. герань, фиалка); уметь отличать комнатные растения от садовых. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями : поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости и знать как это определить. Рассмотреть новое – лекарственное растение алоэ, узнать о его лечебных свойствах. Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения. Развивать умение описывать предмет, выделяя его части и характерные признаки. Подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Упражнять детей говорить полными предложениями, согласовывая прилагательные с существительными. Продолжать учить детей отвечать на вопросы. Развивать мышление, связную речь, память, воображение; Развивать внимание и наблюдательность; Развивать умение слушать, вступать в диалог. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям; воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказывать помощь друг другу; воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: фартуки, совочки, кисточки, тряпочки, губки, лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления, вода и земля в тазах, клеенки, карточки - схемы по уходу за растениями, телевизор, компьютер, комнатные цветы.
Предварительная работа: Ежедневное ухаживание за комнатными растениями, наблюдение за ними; рассматривание картин, иллюстраций с комнатными растениями; чтение художественной литературы; разучивание дидактической игры «Что в начале, что потом»; Рассматривание комнатных растений в свободное время, на занятиях, уход за комнатными растениями (полив, рыхление, опрыскивание). Обследование различных форм горшков и изучения материалов из которых изготовлены горшки.
Чтение стихов, загадок о комнатных растениях; Беседа о комнатных растениях; Рассматривание фото, иллюстраций о комнатных растениях;
Рисование по теме «Комнатные растения».
Ход деятельности:
Дети входят в группу. В группе их встречают гости.
В. Дети к нам пришли гости, давайте поздороваемся (дети приветствуют гостей). Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (ответы детей). Послушайте загадку:
Оно на небосвод взошло и смотрит к нам в оконце
Оно нам дарит свет тепло.
Всегда пусть светит.
Воспитатель: Правильно (о солнце). А давай те представим, какое у нас солнышко.
Психогимнастика
В. Закройте глаза. Солнышко ласковое? Погладьте себя по голове. А солнышко нежное? Обнимите себя. Солнышко согрело нас и растопило все обиды. Пусть будет у нас сегодня счастливый день. Открывайте глазки. Улыбнитесь друг другу.
Проблемная ситуация
В группе стоит Карлосон, руки с цветочным горшком спрятал за спиной.
В. - Это ты Карлосон?
К. - Здравствуйте, дети, посмотрите, что я вам принес? (показывает горшочек с двумя зелеными палочками).
В. - Что это, Карлосон?
К. - Это я вам в подарок принес цветочек.
В. - Дети, это похоже на цветок? Это, какая- то палочка.
К - Но ведь она зеленая.
В. - Дети, разве все что зеленое можно назвать цветами? Придется нам рассказать Карлсону, что мы знаем о цветах. Дети, покажите Карлсону, где в нашей группе растут цветы. Давайте пойдем к нашему уголку природы.
В. -Карлосон, это ты тут похозяйничал?.Посмотрите ребята, что он сделал, разве так нужно обращаться с цветами?
(Устранение беспорядка в уголке природы, устроенного Карлсоном.
К. -Я прилетел к вам в группу и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Хотел вам помочь. Но как обращаться с ними, я не знал (одни из них он спрятал под стол, другие накрыл колпаками)
К. – Ой, у вас здесь тоже не все цветы. Вот рога колючие торчат.
В. – Это растение я принесла сегодня, хотела о нем ребятам рассказать. Садитесь на стульчики и послушайте. - Это лечебные растения и их много. А вы знаете что, их называют домашним доктором. Это растение алоэ. Возьми листик алоэ, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь, раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к больному пальцу и привяжи - боль утихнет. Сок из листьев снимает зубную боль, лечит ангину.
К. - Я очень хочу этот цветок, я самый больной мужчина на белом свете!
В. –Ты лучше скажи краски зачем принес?
К. - Что бы раскрасить растения по своему усмотрению.
В. - Ой-ой-ой, Карлсон, что бы ты сейчас мог натворить!
Ты разве не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями? Ребята, оказывается, Карлсон думал, что растения – это игрушки. И сними можно обращаться как с игрушками. А вы согласны с ним?
К. - Тогда расскажите зачем у вас в группе столько цветов?
В. для чего нужны комнатные растения? (Чтобы было красиво.) Еще для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух.) Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. А есть лекарственные комнатные растения.
В. - А какие растения называются комнатными и почему?
Д. - Потому, что они растут в горшках в комнате. За ними нужно обязательно ухаживать.
В. – А у кого из вас есть дома комнатные растения? Какие? Кто ухаживает за ними? Как ухаживают?
Дети выставляют схемы ухода за растениями и рассказывают, как за ними надо ухаживать.
В. - Какие растения есть у нас в уголке?
Дети называют: герань, бальзамин, фиалку, фикус. Остальные называет воспитатель, а дети повторяют. Воспитатель выставляет названные цветы.
В. – Как вы узнали, что это именно они. Дети описывают названные цветы.
В. - Ребята, какие есть растения кроме комнатных? (садовые) Вы умеете их различать? На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой.
(Карлосон плачет)
В. -Карлосон, что же случилось?
К. - А на улице столько много цветов, я не смогу их все полить и они погибнут.
Воспитатель:- Не плачь, Карлсон. Дети, а кто же поливает растения в полях, в лесах (дождик).
К. - А откуда берется дождик? (из тучки)
В. - Садись Карлосон мы сейчас тебе еще много интересного о растениях расскажем. Во первых растения не игрушки.
В. - Дети посмотрите на эту схему, что мы можем рассказать о растениях?
Дети: Растения живые, они размножаются, растут, дышат, пьют.
В. – Что нужно всем растениям для роста?
Дети – Свет, тепло, вода и воздух.
В. – А еще растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы плохо растут, цветут, часто погибают, если за ними не ухаживать. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.
К. – Уси -пуси. Ути –пути, путички!
В. -Что у тебя случилось?
К. - Пока вас слушал решил потренироваться в ласковых словах.
В. - Нет, не так надо. Становитесь в круг и нам поможет вспомнить ласковые слова маленький лучик.
Лист - ствол – корень – цветок – бутон – ветка – горшок – земля –луч – вода – лейка
К – Все понял (забирает горшок и собирается уходить)
В – Ты куда?
К. - А вы мне подарите цветочек?
Д. - Да.
В. - А ты умеешь за ним ухаживать?
К. - Нет.
В. - Ребята давайте научим нашего садовода! Давайте выберем принадлежности, что нам понадобиться по уходу за растениями.
К. - у меня все есть в сумке. (Вынимает разные принадлежности)
В. Давайте выберем принадлежности которые нужны для ухода за растениями.
В. - Прежде чем приступить надо размяться.
Физкультминутка «На окне растут цветы»
На окне растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К свету тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)
За окошком холода,
Только это не беда.
(Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут
В. – С начало вам нужна защитная одежда. Какая? Правильно, фартучки.
Звучит произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов».
В. - Как узнать, надо поливать растение или нет?
Ребё нок: Можно узнать на ощупь. Если земля влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.
В. - Как правильно поливать? (Если дети затрудняются воспитатель рассказывает вместе с ними)
Ребё нок: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко. После того, как цветы политы, нужно набрать в лейки воды, чтоб до завтра она отстоялась и согрелась.
В. - Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать из пульверизатора водой комнатной температуры.
Ребё нок: опрыскивать растение нужно не только сверху, но и сбоку и снизу.
В. - Ребята, а вы знаете, что растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, но если на листьях – пыль, растению дышать будет тяжело, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.
В. - Как надо протирать листочки?
Ребё нок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.
В. – Какие пословицы о труде вы знаете?
Д. - Умелые руки не знают скуки. Дело мастера боится. Кончил дело - гуляй смело. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
К. Вы меня всему научили, но я хочу подарок.
В. – Но у нас нет конфет!
К. – Давайте меняться я вам конфеты, а вы мне лекарственную колючку, я самый больной человек на свете.
Д. – Мы согласны. Карлсон забирает Алоэ, отдает конфеты и прощается.
В. – Прежде чем есть конфеты надо убрать свои рабочие места, помыть руки.
Рефлексия: В. - Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие.
В. - Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали, обтирали листья, опрыскивали. О каком новом цветке, мы сегодня узнали?