Лебедева Светлана
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Совет юных ученых»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «Тополёк»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Совет юных ученых».
Составила: воспитатель
первой квалификационной категории
Лебедева С. Е.
город Мышкин
Цель: систематизировать знания детей об основных свойствах воды.
Задачи:
образовательные:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах: прозрачная, безвкусная и т. д.
-уточнить роль воды в жизни человека и живых организмов;
развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать активный словарь детей, связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
-развивать внимание, память, мышление, воображение;
-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
-воспитывать умение работать в группе;
- развивать экологическую культуру.
Оборудование:
• карточки с изображением живой и неживой природы;
• прозрачные пластиковые стаканы;
• ложки, трубочки;
• вода;
• молоко или сок;
• дольки лимона, сахар;
• глобус.
Дети стоят вокруг воспитателя. Группа разбита на 2 зоны: «зал заседаний», «лаборатория».
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
Мы с вами сегодня вновь превратимся в юных ученых-экологов. А кто такой юный эколог? (Это человек, который любит природу, всегда заботится о ней).
Воспитатель: А как вы думаете, как можно стать юным экологом? (Делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе).
Воспитатель: Давайте вспомним с вами клятву, которую узнали на прошлом заседании, и пообещаем друг другу, а в первую очередь себе, что природу в обиду не дадим.
Клятва.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Вместе с детьми: Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Стук в дверь (почта)
Воспитатель: Ой, ребята, нам пришла телеграмма (читаю) :
«Приглашаем юных экологов на очередной ученый совет, который состоится сегодня в …. часов».
Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас, собирайтесь и проходите в «зал заседаний» (дети рассаживаются, звучит музыка о природе).
Воспитатель: (перевоплощается в «ученого») Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседания совета юных экологов. Сегодня мы поиграем в экологические игры, поговорим о живой и неживой природе и проверим некоторые свои наблюдения на опытах.
Первое задание: сначала поиграем в игру «Три слова» и вспомним, что узнали на прошлом заседании. ( Правила игры: воспитатель называет понятие и три слова, которые к нему относятся, а задача детей - найти лишнее среди них).
1. Природа: небо, земля, дома
2. Зимующие птицы: воробей, ласточка, голубь
3. Перелетные птицы: журавли, грачи, вороны
4. Овощи: капуста, огурец, виноград
5. Фрукты: вишня, апельсин, яблоко
6. Дикие животные: волк, собака, кабан
7. Насекомые: комар, бабочка, хорёк
8. Морские обитатели: акула, кит, дельфин
Второе задание: дидактическая игра с сигнальными карточками. Вспомнить понятия «живая» и «неживая природа». Если воспитатель показывает картинку с изображением «живой природы» - поднять вверх зеленую сигнальную карточку, а если «неживая» - синяя сигнальная карточка.
Третье задание: загадка
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с водой, будем говорить о воде и делать с ней опыты, а для этого отправляемся в лабораторию.
Физкультминутка: «Дождик» (движения под музыку по показу воспитателя).
Воспитатель: Вот мы и добрались до лаборатории и сейчас на опытах узнаем все о воде (дети надевают шапочки и вспоминают правила поведения в лаборатории, обсуждение техники безопасности).
ОПЫТ № 1.
«Вода прозрачная».
Перед детьми 2 стаканчика: один с водой, другой- с молоком (соком). В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком нет? Почему? (В стакане с водой мы видим ложечку, а в молоке нет)
Вывод: вода прозрачная (прикрепляем капельку с выводом на доску)
ОПЫТ №2.
«У воды нет вкуса».
Предложить попробовать воду через соломинку.
Вопрос: Есть ли у нее вкус? Часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Предложить для сравнения попробовать молоко или сок. Вы должны доказать, что у воды нет вкуса: объясните, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Её человек пить не может.
Вывод: у воды нет вкуса (прикрепляем капельку с выводом)
ОПЫТ №3.
«У воды нет запаха».
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, они могут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, сравнивают с запахом из соседнего стакана. Однако, подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для здоровья.
Вывод: у воды нет запаха (прикрепляем капельку)
ОПЫТ №4.
«Вода приобретает вкус и запах того вещества, которое в неё попадает».
Предложить положить дольку лимона в стакан с водой, помешать ложечкой. А потом попробовать на вкус, понюхать запах.
ОПЫТ №5.
«В воде одни вещества растворяются, другие – нет».
Предложить детям положить в стакан с водой кубик рафинированного сахара или сахарного песка и размешать его. Что получится? Сахар растворяется, получается сладкий чай.
Обсудить с детьми, что в аквариум на дно мы выкладываем песок. Растворяется он или нет? Камни тоже в аквариуме не растворяются.
Подвести итоги после всех опытов и сделать вывод. Обобщить все и сделать заключительный опыт.
ОПЫТ №6.
«Животворящее свойство воды».
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Наклейте на какой-либо сосуд этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. Объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставить ветки и наблюдать за ними, как они «оживут».
Итоги: Мне хочется показать вам еще кое-что (показываю глобус). Что это?
Посмотрите на глобус и напомните мне, что изображено синим цветом? Участки воды огромные, вода играет большую роль в жизни всей планеты.
Ребята, пришло время заканчивать наш ученый совет юных экологов. Помните о том, что Земля – наш общий дом, дом для всех: для людей, для птиц, для рыб, для насекомых, для растений и животных. Мы должны беречь природу Земли, чтобы были чистыми воздух и вода.