Папки-передвижки

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Бойцова
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

• Развитие у детей потребности в новых знаниях;

• Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности;

• Формирование у детей основных компонентов познавательной деятельности :

- наблюдать, проводить опыты,

- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать,

- строить суждения на основе установления причинно-следственных связей;

• Формирование осознанного использования своего собственного опыта и других людей;

Публикация «Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Воспитание доброжелательности, стремление оказывать посильную помощь нуждающимся;

• Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа.

Тема

Задачи

Опыты

Оборудование

Сентябрь

Диагностика Выяснить уровень познавательной активности детей

Дид. игры: «Что будет, если»;

«Что для чего»

«Играем в ученых» Уточнить представления детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте - «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем»

(«Экспериментальная деятельность с42.)

Баночка с водой, салфетка бумажная, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч

«Камни, песок, почва» Расширять знания детей о камнях и песке путем сравнения их качеств и свойств - «Что общего, чем отличаются»;

- «Воздух в почве»

(«Неизведанное рядом» с. 89)

Камни разного размера, песок, почва, емкости с водой

Октябрь

«Какая бывает вода» Расширять знания детей о воде (растворяет различные вещества, испаряется, воспитывать бережное отношение к использованию воды - «Вода – растворитель»;

- «Куда делась вода»;

- «Очищение воды с помощью фильтра»;

- «Вытеснение воды»

(«Неизведанное рядом» с. 82)

(«Играем в ученых» с. 187, 211)

Стаканы с водой, соль, кофе, пищевой краситель, песок, вата, бумага, ткань, блюдце с водой, сито, кувшин, две литровые банки, камешки, активированный уголь

«Почему не тонут корабли»

Выяснить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом - «Тонет – не тонет»;

- «Как сделать, чтобы пластилин не тонул»

(«Экспериментальная деятельность с 68.)

Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

«Из чего рубашка сшита» Развивать умение сравнивать свойства разных материалов (ткань, бумага, резина, умение делать выводы о применении различных материалов в зависимости от их качеств

- «Смастерим рубашку из бумаги»;

- «Чем похожи, чем отличаются»

(«Неизведанное рядом» с. 117) Ткань, бумага, резина, различные предметы одежды, ножницы, емкости с водой

«Земное притяжение Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле - «Что держит Земля»;

- «Почему не выливается»

(«Экспериментальная деятельность с 47.)

(«Неизведанное рядом» с. 85)

Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов – пластмассового, деревянного, металлического, мячи, стакан с водой, почтовые открытки

Ноябрь

«Изготовление весов» Выяснить свойство предметов – массу;

познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования - «Измерение веса»;

- «Сделай поровну»;

- «Что быстрее упадет»

(«Экспериментальная деятельность с56.)

(«Играем в ученых» с. 129)

Чашечные весы, резинка, коробка из-под чая, различные небьющиеся предметы, большой лист бумаги

«Из чего можно лепить» Выяснить, каким должен быть материал для лепки, из чего можно лепить

- «Слепи, что хочешь»;

- «Тесто для лепки» Пластилин, глина, песок, крупа, деревянный брусок, доски для лепки, мука, соль, вода

«Как делают бумагу» Закреплять умение опытным путем сравнивать свойства разных видов бумаги,

Познакомить детей с процессом производства бумаги - «Какой бывает бумага»;

- «Какая бумага быстрее намокает»;

- «Рассмотри через лупу»

(«Неизведанное рядом» с. 117)

Разные виды бумаги: салфетная, писчая, альбомная, картон, оберточная; емкости с водой, ножницы

«Изготовление бумажной каши» Развивать умение действовать по алгоритму действий - «Как быстрее порвать бумагу»;

- «Сколько листов бумаги поместится в литре воды»

(«Неизведанное рядом» с. 117)

Бумага разных видов: салфетная, писчая, альбомная, картон, оберточная; использованная бумага, таз с водой

Декабрь

Воздух Расширять представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес - «Упрямый воздух»;

- «Чем пахнет?»

(«Неизведанное рядом» с. 86)

Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, насос, шприц без иглы.

«Ветер в комнате» Выяснить, как образуется ветер, что ветер это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается - «Где теплее»;

- «Живая змейка»

(«Неизведанное рядом» с. 85)

Два термометра, чайник с горячей водой, «Змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить, настольная лампа

«Мир меняет цвет» Развивать умение выдвигать гипотезы, развивать цветовое восприятие - «Какой это цвет»;

- «Каким все станет»

(«Играем в ученых» с. 56)

Цветной картон, цветные пленочные светофильтры, клей, солнцезащитные очки

Январь

«О дрожалке и пищалке» Выяснить причину возникновения звука – дрожание предмета

- «Хорошо ли слышно»;

- «Как распространяется звук»;

- «Звучащий стакан»

(«Неизведанное рядом» с. 102,

(«Детское экспериментирование» с. 65)

Линейка, тонкая проволока, детские музыкальные инструменты, пластмассовый стакан, резинка в форме колечка, таз с водой, камешки

«Как сделать звук громче» Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают звуки высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можно усилить с помощью специальных предметов - «Испытываем рупор»;

- «Высоко-низко»

(«Экспериментальная деятельность с. 96.)

Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, механические часы, металлофон, барабан, таз с водой, камешки

«Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями;

Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими - «Рисуем с помощью магнита»;

- «Притягиваются - не притягиваются»;

- «Сквозь преграды»

(«Экспериментальная деятельность с. 91.)

(«Играем в ученых» с. 143) Магниты с разными полюсами, игры на магнитной основе, канцелярские скрепки, ложки, вилки, болтики, шурупы, заколки-невидимки, карандаши, ластик, деревянные кирпичики, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка, деревянная дощечка, стакан с водой

Февраль

«Нужен ли растениям воздух» Выяснить потребность растений в воздухе, дыхании;

Понять, как происходит процесс дыхания у растений - «Может ли растение дышать»;

- «Есть ли у растений органы дыхания»

(«Неизведанное рядом» с. 55)

Комнатные растения, вазелин, трубочки для коктейля, лупа, прозрачная емкость с водой, две прозрачные емкости с ростками фасоли, пульверизатор, растительное масло

«Где лучше расти» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) - «С водой и без воды»;

- «На свету и в темноте»;

- «Первые листочки»;

- «В погоне за светом»;

- «Растение меняет свой цвет»

(«Неизведанное рядом» с. 58)

(«Играем в ученых» с. 105)

2 одинаковых растения, 2 стакана, вода;

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей; весенние березовые ветки

«Родственники стекла» Развивать умение устанавливать связи между свойствами и признаками различных материалов и использованием предметов, сделанных из данного материала;

Развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду

- «Красиво звучит»;

- «Что быстрее нагреется»;

- «Что тяжелее»

(«Неизведанное рядом» с. 116) «Стеклянные стаканы, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, источник тепла (солнечное место, батарея, весы

«Солнце дарит нам тепло и свет» Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения различными предметами - «Что нагреется быстрее»;

- «Радуга в доме»

(«Играем в ученых» с. 67) Настольная лампа, предметы, изготовленные из разных материалов: бумаги, пластмассы, дерева, металла, бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, таз с водой, зеркало

Март

«История часов» Познакомить детей с историей создания часов, с разными видами часов. - «Почему часы назвали солнечными»;

- «Что лучше сыпется»;

- «Как сделать водные часы»

(«Детское экспериментирование» с36)

Песочные часы, свечка, диск с отверстием в центре, палочка, энциклопедии о часах;

Соль мелкая, крупная, мука, манная крупа;

Стаканчики прозрачные с отверстием внизу, подкрашенная вода

«Изготовление часов»

Познакомить детей с приборами, измеряющими время, формировать представление о необходимости рационального использования времени в течение дня - «Песочные часы»;

- «Солнечные часы»;

- «Сколько раз успею присесть (нарисую кружков) за 1 минуту»

(«Играем в ученых» с. 41) Две одинаковые пластиковые бутылки, скотч, песок или мелкая соль, механические часы, электронные часы, песочные часы, обычные часы,

«Человек»

Продолжать учить находить разные способы для решения одной задачи;

Воспитывать умение анализировать мнения и высказывания сверстников;

Развивать чувство товарищества и взаимопомощи

- «Как перейти через ручей»;

- «Как выбраться из ямы»;

- «Как спастись от жары»

(«Естественно-научные наблюдения. Человек». 136)

«Что? Где? Когда?» Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья;

Способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям

- «Вместо глаз могут работать уши и руки»;

- «Что умеют делать глаза»

(«Естественно-научные наблюдения. Человек». 127)

Апрель

«Путешествие капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе - «Домашнее облако»;

- «Сад в банке»

(«Играем в ученых» с. 85, 87)

(«Неизведанное рядом» с. 142)

Банка стеклянная, кубики льда или снег, кипяток;

Стеклянная банка с землей и растением с крышкой

«Земля на глобусе» Расширять знания детей о модели Земли – глобусе,

Расширять представление о 4 сторонах света.

Познакомить детей с историческими изменениями в представлениях людей о форме Земли - «День – ночь»;

- «Зачем вращается»

(«Детское экспериментирование» с. 37, 41)

Глобус, компас, карта мира, электрическая лампа, фотографии с изображением Земли из космоса, картинки с изображением различных времен суток

«Почему в космос летают на ракете» Уточнить представления детей о космосе, о значении воздуха для полета самолета, дать представление о принципе работы реактивного двигателя на примере воздушного шара - «У кого лист бумаги сможет полететь»;

- «Чья ракета (шарик) быстрее полетит»;

- «Реактивный двигатель»

(«Экспериментальная деятельность с. 102.)

(«Играем в ученых» с. 123)

Листы бумаги, воздушные шары, изображение ракеты, воздушный шар, модель ракеты и самолета, трубочка для коктейля, скотч, нитка

«Секретные записки» Выяснить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления - «Какие невидимые чернила лучше проявляет йод»;

- «Рисунки-невидимки»

(«Экспериментальная деятельность с. 104.)

(«Играем в ученых» с. 150)

Лимон, вата, листы бумаги, кисти, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, йод, ручки-невидимки, стакан с водой, молоко, источник тепла

Май

«Как образуются метеоритные кратеры, происходит извержение вулкана» Смоделировать с детьми метеоритный кратер, извержение вулкана, познакомив со способом его образования;

Уточнить представления детей о Солнечной системе - «Сделаем кратер глубже»;

- «Извержение вулкана»

(«Экспериментальная деятельность с. 100.)

(«Играем в ученых» с. 168)

Мука, большой поднос, ложки, линейка, полиэтилен, иллюстрация с изображением метеора, комет, совки;

Картон, пластилин, баночка из-под йогурта, сода, пищевой краситель, уксус, жидкое моющее средство,

«Забавные фокусы» Развивать у детей инициативность, самостоятельность, сообразительность, умение выполнять задание по условию - «Как проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул»;

- «Как поднять лист бумаги, не прикасаясь к нему руками»;

- «Как вынуть шарик из миски, не трогая его руками»;

- Как без клея склеить два листа бумаги»;

- «Как убрать лист бумаги из-под стакана, не трогая стакан»

(«Играем в ученых» с. 222, 226, 218, 220, 237)

Шарик, скотч, иголка;

Трубочка, шарик, лист бумаги;

Миска, деревянный шарик, Два листа бумаги;

Лист бумаги, стакан

Игры - размышлялки Развивать умение рассуждать, делать выводы на основе полученных наблюдений - «Найди секрет у шкатулки»;

- «Их чего это сделано»

(«Играем в ученых» с.)

Необычные предметы: мигающая изнутри свечка, шкатулка,

«Человек и законы природы» Актуализировать приобретенный в специально организованных, совместных, самостоятельных видах деятельности опыт;

Развивать экологическое сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы

В форме игры «Что? Где? Когда?

(«Детское экспериментирование» с. 72) Альбомы со схемами проведенных опытов

Ожидаемый результат:

- Участие вместе с детьми в конкурсе творческих работ «Русский сувенир» с творческо-исследовательским проектом «Расписные тарелки-самоделки»;

- Участие вмести с детьми на зональном фестивале детских исследовательских работ «Хочу все знать» с исследовательским проектом «

- Создание индивидуальных альбомов детей с зарисовками о проведенных опытах;

- Пополнение центра по экспериментированию оборудованием:

К концу старшего дошкольного возраста дети могут :

- Проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности;

- Знать и понимать, кто такие ученые, изобретатели;

- Действовать в соответствии с моделями, определяющими условие и содержание деятельности :

1. Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;

2. Определять цель деятельности, условия ее достижения;

3. С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

- Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

- Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

- Использовать различные источники информации (литература, телепередачи и др.

Литература:

1. «Я – Человек. Программа социального развития ребенка». / Козлова С. А. – М. : «Школьная Пресса», 2004.

2. «Детское экспериментирование». / Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

3. «Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания». / Савенков А. И. – Ярославль: Академия развития, 2002.

4. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». / авт. -сост. Менщикова Л. Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек». / Иванова А. И. - М. :ТЦ Сфера, 2008.

6. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». / Иванова А. И. - М. :ТЦ Сфера, 2008.

7. «Неизведанное рядом». / Дыбина О. В. - М., 2005 г.

Публикации по теме:

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Возрастная группа:2 Младшая Неделя Тема недели НОД тема, задачи, материалы и оборудование Место в режимных моментах Средства для самостоятельной.

Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» Все мы – дети Природы.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства морской соли» Цель: Узнать больше о свойствах соли. Задачи: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах морской соли; 2.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1. Превращение. Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения.

Перспективный план по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Перспективный план по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста тема цель источник.

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в группе. Месяц Название Познавательно-исследовательская деятельность Программное.

Презентация «Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Песочные фантазии» Актуальность: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной.

Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 15:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бойцова (УИ 832771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД