Наталья Бойцова
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• Развитие у детей потребности в новых знаниях;
• Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности;
• Формирование у детей основных компонентов познавательной деятельности :
- наблюдать, проводить опыты,
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать,
- строить суждения на основе установления причинно-следственных связей;
• Формирование осознанного использования своего собственного опыта и других людей;
Публикация «Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитание доброжелательности, стремление оказывать посильную помощь нуждающимся;
• Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа.
Тема
Задачи
Опыты
Оборудование
Сентябрь
Диагностика Выяснить уровень познавательной активности детей
Дид. игры: «Что будет, если»;
«Что для чего»
«Играем в ученых» Уточнить представления детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте - «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем»
(«Экспериментальная деятельность.» с42.)
Баночка с водой, салфетка бумажная, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч
«Камни, песок, почва» Расширять знания детей о камнях и песке путем сравнения их качеств и свойств - «Что общего, чем отличаются»;
- «Воздух в почве»
(«Неизведанное рядом» с. 89)
Камни разного размера, песок, почва, емкости с водой
Октябрь
«Какая бывает вода» Расширять знания детей о воде (растворяет различные вещества, испаряется, воспитывать бережное отношение к использованию воды - «Вода – растворитель»;
- «Куда делась вода»;
- «Очищение воды с помощью фильтра»;
- «Вытеснение воды»
(«Неизведанное рядом» с. 82)
(«Играем в ученых» с. 187, 211)
Стаканы с водой, соль, кофе, пищевой краситель, песок, вата, бумага, ткань, блюдце с водой, сито, кувшин, две литровые банки, камешки, активированный уголь
«Почему не тонут корабли»
Выяснить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом - «Тонет – не тонет»;
- «Как сделать, чтобы пластилин не тонул»
(«Экспериментальная деятельность.» с 68.)
Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.
«Из чего рубашка сшита» Развивать умение сравнивать свойства разных материалов (ткань, бумага, резина, умение делать выводы о применении различных материалов в зависимости от их качеств
- «Смастерим рубашку из бумаги»;
- «Чем похожи, чем отличаются»
(«Неизведанное рядом» с. 117) Ткань, бумага, резина, различные предметы одежды, ножницы, емкости с водой
«Земное притяжение Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле - «Что держит Земля»;
- «Почему не выливается»
(«Экспериментальная деятельность.» с 47.)
(«Неизведанное рядом» с. 85)
Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов – пластмассового, деревянного, металлического, мячи, стакан с водой, почтовые открытки
Ноябрь
«Изготовление весов» Выяснить свойство предметов – массу;
познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования - «Измерение веса»;
- «Сделай поровну»;
- «Что быстрее упадет»
(«Экспериментальная деятельность.» с56.)
(«Играем в ученых» с. 129)
Чашечные весы, резинка, коробка из-под чая, различные небьющиеся предметы, большой лист бумаги
«Из чего можно лепить» Выяснить, каким должен быть материал для лепки, из чего можно лепить
- «Слепи, что хочешь»;
- «Тесто для лепки» Пластилин, глина, песок, крупа, деревянный брусок, доски для лепки, мука, соль, вода
«Как делают бумагу» Закреплять умение опытным путем сравнивать свойства разных видов бумаги,
Познакомить детей с процессом производства бумаги - «Какой бывает бумага»;
- «Какая бумага быстрее намокает»;
- «Рассмотри через лупу»
(«Неизведанное рядом» с. 117)
Разные виды бумаги: салфетная, писчая, альбомная, картон, оберточная; емкости с водой, ножницы
«Изготовление бумажной каши» Развивать умение действовать по алгоритму действий - «Как быстрее порвать бумагу»;
- «Сколько листов бумаги поместится в литре воды»
(«Неизведанное рядом» с. 117)
Бумага разных видов: салфетная, писчая, альбомная, картон, оберточная; использованная бумага, таз с водой
Декабрь
Воздух Расширять представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес - «Упрямый воздух»;
- «Чем пахнет?»
(«Неизведанное рядом» с. 86)
Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, насос, шприц без иглы.
«Ветер в комнате» Выяснить, как образуется ветер, что ветер это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается - «Где теплее»;
- «Живая змейка»
(«Неизведанное рядом» с. 85)
Два термометра, чайник с горячей водой, «Змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить, настольная лампа
«Мир меняет цвет» Развивать умение выдвигать гипотезы, развивать цветовое восприятие - «Какой это цвет»;
- «Каким все станет»
(«Играем в ученых» с. 56)
Цветной картон, цветные пленочные светофильтры, клей, солнцезащитные очки
Январь
«О дрожалке и пищалке» Выяснить причину возникновения звука – дрожание предмета
- «Хорошо ли слышно»;
- «Как распространяется звук»;
- «Звучащий стакан»
(«Неизведанное рядом» с. 102,
(«Детское экспериментирование» с. 65)
Линейка, тонкая проволока, детские музыкальные инструменты, пластмассовый стакан, резинка в форме колечка, таз с водой, камешки
«Как сделать звук громче» Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают звуки высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можно усилить с помощью специальных предметов - «Испытываем рупор»;
- «Высоко-низко»
(«Экспериментальная деятельность.» с. 96.)
Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, механические часы, металлофон, барабан, таз с водой, камешки
«Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями;
Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими - «Рисуем с помощью магнита»;
- «Притягиваются - не притягиваются»;
- «Сквозь преграды»
(«Экспериментальная деятельность.» с. 91.)
(«Играем в ученых» с. 143) Магниты с разными полюсами, игры на магнитной основе, канцелярские скрепки, ложки, вилки, болтики, шурупы, заколки-невидимки, карандаши, ластик, деревянные кирпичики, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка, деревянная дощечка, стакан с водой
Февраль
«Нужен ли растениям воздух» Выяснить потребность растений в воздухе, дыхании;
Понять, как происходит процесс дыхания у растений - «Может ли растение дышать»;
- «Есть ли у растений органы дыхания»
(«Неизведанное рядом» с. 55)
Комнатные растения, вазелин, трубочки для коктейля, лупа, прозрачная емкость с водой, две прозрачные емкости с ростками фасоли, пульверизатор, растительное масло
«Где лучше расти» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) - «С водой и без воды»;
- «На свету и в темноте»;
- «Первые листочки»;
- «В погоне за светом»;
- «Растение меняет свой цвет»
(«Неизведанное рядом» с. 58)
(«Играем в ученых» с. 105)
2 одинаковых растения, 2 стакана, вода;
Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей; весенние березовые ветки
«Родственники стекла» Развивать умение устанавливать связи между свойствами и признаками различных материалов и использованием предметов, сделанных из данного материала;
Развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду
- «Красиво звучит»;
- «Что быстрее нагреется»;
- «Что тяжелее»
(«Неизведанное рядом» с. 116) «Стеклянные стаканы, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, источник тепла (солнечное место, батарея, весы
«Солнце дарит нам тепло и свет» Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения различными предметами - «Что нагреется быстрее»;
- «Радуга в доме»
(«Играем в ученых» с. 67) Настольная лампа, предметы, изготовленные из разных материалов: бумаги, пластмассы, дерева, металла, бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, таз с водой, зеркало
Март
«История часов» Познакомить детей с историей создания часов, с разными видами часов. - «Почему часы назвали солнечными»;
- «Что лучше сыпется»;
- «Как сделать водные часы»
(«Детское экспериментирование» с36)
Песочные часы, свечка, диск с отверстием в центре, палочка, энциклопедии о часах;
Соль мелкая, крупная, мука, манная крупа;
Стаканчики прозрачные с отверстием внизу, подкрашенная вода
«Изготовление часов»
Познакомить детей с приборами, измеряющими время, формировать представление о необходимости рационального использования времени в течение дня - «Песочные часы»;
- «Солнечные часы»;
- «Сколько раз успею присесть (нарисую кружков) за 1 минуту»
(«Играем в ученых» с. 41) Две одинаковые пластиковые бутылки, скотч, песок или мелкая соль, механические часы, электронные часы, песочные часы, обычные часы,
«Человек»
Продолжать учить находить разные способы для решения одной задачи;
Воспитывать умение анализировать мнения и высказывания сверстников;
Развивать чувство товарищества и взаимопомощи
- «Как перейти через ручей»;
- «Как выбраться из ямы»;
- «Как спастись от жары»
(«Естественно-научные наблюдения. Человек». 136)
«Что? Где? Когда?» Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья;
Способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям
- «Вместо глаз могут работать уши и руки»;
- «Что умеют делать глаза»
(«Естественно-научные наблюдения. Человек». 127)
Апрель
«Путешествие капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе - «Домашнее облако»;
- «Сад в банке»
(«Играем в ученых» с. 85, 87)
(«Неизведанное рядом» с. 142)
Банка стеклянная, кубики льда или снег, кипяток;
Стеклянная банка с землей и растением с крышкой
«Земля на глобусе» Расширять знания детей о модели Земли – глобусе,
Расширять представление о 4 сторонах света.
Познакомить детей с историческими изменениями в представлениях людей о форме Земли - «День – ночь»;
- «Зачем вращается»
(«Детское экспериментирование» с. 37, 41)
Глобус, компас, карта мира, электрическая лампа, фотографии с изображением Земли из космоса, картинки с изображением различных времен суток
«Почему в космос летают на ракете» Уточнить представления детей о космосе, о значении воздуха для полета самолета, дать представление о принципе работы реактивного двигателя на примере воздушного шара - «У кого лист бумаги сможет полететь»;
- «Чья ракета (шарик) быстрее полетит»;
- «Реактивный двигатель»
(«Экспериментальная деятельность.» с. 102.)
(«Играем в ученых» с. 123)
Листы бумаги, воздушные шары, изображение ракеты, воздушный шар, модель ракеты и самолета, трубочка для коктейля, скотч, нитка
«Секретные записки» Выяснить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления - «Какие невидимые чернила лучше проявляет йод»;
- «Рисунки-невидимки»
(«Экспериментальная деятельность.» с. 104.)
(«Играем в ученых» с. 150)
Лимон, вата, листы бумаги, кисти, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, йод, ручки-невидимки, стакан с водой, молоко, источник тепла
Май
«Как образуются метеоритные кратеры, происходит извержение вулкана» Смоделировать с детьми метеоритный кратер, извержение вулкана, познакомив со способом его образования;
Уточнить представления детей о Солнечной системе - «Сделаем кратер глубже»;
- «Извержение вулкана»
(«Экспериментальная деятельность.» с. 100.)
(«Играем в ученых» с. 168)
Мука, большой поднос, ложки, линейка, полиэтилен, иллюстрация с изображением метеора, комет, совки;
Картон, пластилин, баночка из-под йогурта, сода, пищевой краситель, уксус, жидкое моющее средство,
«Забавные фокусы» Развивать у детей инициативность, самостоятельность, сообразительность, умение выполнять задание по условию - «Как проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул»;
- «Как поднять лист бумаги, не прикасаясь к нему руками»;
- «Как вынуть шарик из миски, не трогая его руками»;
- Как без клея склеить два листа бумаги»;
- «Как убрать лист бумаги из-под стакана, не трогая стакан»
(«Играем в ученых» с. 222, 226, 218, 220, 237)
Шарик, скотч, иголка;
Трубочка, шарик, лист бумаги;
Миска, деревянный шарик, Два листа бумаги;
Лист бумаги, стакан
Игры - размышлялки Развивать умение рассуждать, делать выводы на основе полученных наблюдений - «Найди секрет у шкатулки»;
- «Их чего это сделано»
(«Играем в ученых» с.)
Необычные предметы: мигающая изнутри свечка, шкатулка,
«Человек и законы природы» Актуализировать приобретенный в специально организованных, совместных, самостоятельных видах деятельности опыт;
Развивать экологическое сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы
В форме игры «Что? Где? Когда?
(«Детское экспериментирование» с. 72) Альбомы со схемами проведенных опытов
Ожидаемый результат:
- Участие вместе с детьми в конкурсе творческих работ «Русский сувенир» с творческо-исследовательским проектом «Расписные тарелки-самоделки»;
- Участие вмести с детьми на зональном фестивале детских исследовательских работ «Хочу все знать» с исследовательским проектом «
- Создание индивидуальных альбомов детей с зарисовками о проведенных опытах;
- Пополнение центра по экспериментированию оборудованием:
К концу старшего дошкольного возраста дети могут :
- Проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности;
- Знать и понимать, кто такие ученые, изобретатели;
- Действовать в соответствии с моделями, определяющими условие и содержание деятельности :
1. Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;
2. Определять цель деятельности, условия ее достижения;
3. С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
- Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
- Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
- Использовать различные источники информации (литература, телепередачи и др.
Литература:
1. «Я – Человек. Программа социального развития ребенка». / Козлова С. А. – М. : «Школьная Пресса», 2004.
2. «Детское экспериментирование». / Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
3. «Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания». / Савенков А. И. – Ярославль: Академия развития, 2002.
4. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». / авт. -сост. Менщикова Л. Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек». / Иванова А. И. - М. :ТЦ Сфера, 2008.
6. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». / Иванова А. И. - М. :ТЦ Сфера, 2008.
7. «Неизведанное рядом». / Дыбина О. В. - М., 2005 г.