Аня Лаптева
Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе»
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Публикация «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов). Сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи, (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Актуальность вопроса экологического воспитания отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В познавательном развитии в соответствии со Стандартом дошкольного образования предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, то есть предполагаются элементы природоведческого обучения.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поддерживать.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Вопросы изучения познавательно-исследовательской деятельности детей рассматривались в трудах Александра Владимировича Запорожца, Николая Евгеньевича Вераксы, Олега Робертовича Галимова, Николая Николаевича Поддьякова и в работах других ученых и деятелей.
Интересное пособие разработали Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность с детьми 4-7 лет». Занятия - эксперименты предлагаются в форме сказок, что очень важно в работе с детьми. Действительно было бы не так интересно, если бы, к примеру, изучая агрегатные состояния воды, мы бы сказали детям. Так, сейчас ребята, я возьму вот этот кусок льда, нагрею его и превращу в воду. Все, на этом эксперимент окончен. А если использовать элементы сказок, то это будет для ребенка и увлекательно (например, «Иван- царевич отправился спасать Василису Прекрасную из замка Кощея», дети начнут рассуждать, предполагать (например, «Дошел Иванушка до царства Кощеева, но на пути перед ним встала преграда – ледяные ворота, а рядом с ними лежали сухие ветки. Ребята, как же Иванушке справиться с проблемой?». Дети начинают уже строить догадки. И мы подводим к тому, что Лед- это замерзшая вода, а что происходит с ним, когда жарко солнышко греет (тает).Как мы можем растопить ворота (взять сухой хворост, поджечь и лед растает.) Показываем в этот момент опыт со льдом.)
Осуществляя руководство познавательно - исследовательской деятельностью детей, будь то групповое помещение или же экологическая тропа на территории детского сада, то нужно предоставлять им возможность общаться между собой во время выполнения задания, это обогащает их жизненный опыт. Даже если ребенок что-то делает не так, не нужно пресекать его деятельность, необходимо практическим путем подвести к тому, что его предположение ошибочно. И ребенок в следующий раз, столкнувшись с такой же ситуацией, уже не пойдет поэтому неправильному пути.
Итогом любого эксперимента должен стать конечный продукт. Например, зарисовки детей, фотографирование результатов работы и тд.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже много лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. Маргариты Александровны Васильевой, так же используем педагогические технологии Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог» и Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом – природа», используем методические рекомендации Ольги Анатольевны Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду».
Более подробно я хочу остановиться на таком средстве экологического воспитания, как экологическая тропа.
Экологическая тропа – одна из современных форм экологического воспитания и образования детей, которая заключается в работе на экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.
Главная задача работы с детьми на экологической тропе – пробудить у ребенка любовь и интерес к познанию природы. Дети учатся понимать взаимосвязь объектов живой и неживой природы, оценивать воздействие человека на природу, воспитывается экологическая культура поведения.
Выделяют следующие типы экологической тропы:
1. На территории дошкольного учреждения.
2. В природных условиях (в парке, в поле).
3. В здании детского сада (уголок природы, мини-лаборатории)
На тропинке проводятся: наблюдения; элементарные опыты, игры, театрализованная деятельность, развлечения, экскурсии, эколого-оздоровительные походы, труд.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т. п.
На территории дошкольного образовательного учреждения нами была создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы. Для большей результативности работы с детьми на экологической тропе, педагогическим составом детского сада была разработана картотека описания объектов наблюдения для всех возрастных групп.
Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные времена года. Если проходит ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать кору деревьев, то необходимо ограничиться одним объектом.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду.
Приведу пример работы со своими детьми (дети старшей группы) с использованием экологической тропы в проектной деятельности.
Так нами был разработан проект «Волшебница вода», работа велась в летний период.
Целью проекта было изучение свойств воды, затем мы изучали влияние воды на развитие растений в уголке природы и на территории детского сада. Большой интерес у детей вызвали наблюдения за растениями на клумбе.
- Мы как то вышли на участок после выходных дней, а в клумбах цветочки увядшие. Задала детям вопрос:
-Ребята, как вы думаете, от чего так произошло? Они стали выдвигать свои предположения:
- «Солнышко ярко и жарко светило». Были ответы, что, наверное, кто-то прошелся по цветам ногами и от этого цветочки завяли.
- Хорошо говорю, давайте проверим эту вашу догадку. Спрашиваю у детей, как будем проводить исследование? Мне ответили, что нужно взять лупу.
- Тогда я у них и спрашиваю, а что такое лупа и для чего она?
- Дети: Чтобы рассмотреть что то, что нам не видно, то, что очень маленького размера.
- Я предложила ребенку наступить на рыхлую землю сандаликом, так мы подвели к тому, что след от обуви человека будет виден невооруженным взглядом и лупа нам будет ни к чему.
-Стали исследовать клумбу. В итоге следов не обнаружили, но на земле заметили трещинки, земля была вся сухая.
- Спрашиваю детей, от чего так могло произойти? И они пришли к выводу, что оказывается не было дождей за выходные дни, поэтому цветы и стали засыхать.
- Мы полили клумбу и подитожили, что все живое на земле и люди в том числе нуждаются постоянно в питье.
- Затем уже в группе продолжили экспериментировать, чтобы закрепить полученные знания детьми. (один цветок в горшке поставили на подоконник не поливая. Второй в полутень с поливом. Дети ощутили разницу между здоровыми листочками и завядшими листочками цветка).В итоге зарисовали увядший цветок и здоровый цветок. А еще взяли за правило, что всегда будем поливать наши растения.
В рамках проекта «Волшебница вода» нами был так же проведен эксперимент «Полезное питье, вредное питье». Мы поставили проблему – есть ли напитки, которые вредны для здоровья? В итоге выяснили, что не все напитки полезны для нашего организма и в том числе не каждая жидкость полезна для полива цветов. Выбрали солнечный, жаркий день. Вышли на улицу, поставили на открытое место стакан с водой и стакан с кока колой. На следующий день увидели, что вода в стакане испарилась, а кока кола превратилась в тянучую субстанцию. Стали предполагать, от чего так произошло. Вспомнили состав воды и прочитали состав кока колы. В итоге подвели к тому, что кока кола содержит много сахара и очень губительна для нашего организма и в частности для зубов. Уже в групповых условиях продолжили эксперимент, что кока кола разрушает наши зубки. Мы залили напитком яичную скорлупу, схожую по составу с зубом человека. К вечеру мы увидели, что скорлупа потемнела. На следующий день она и вовсе растворилась в напитке. Тут, увидев такое, детки сразу заохали и сказали, что такое больше пить не станут. Итогом нашей работы стала беседа с родителями, причем беседовали сами дети, рассказывая об увиденном, и сообщая им, что такие напитки употребляться не должны.
Зимой продолжили эксперименты, но уже со снегом, проект назвался «Дед мороз и дети». Изучали уже свойства снега, льда, их способность таять и превращаться в воду, способность принимать любую форму и тд.
Совсем недавно дети принесли веточки вербы в группу. Я предложила детям : - А давайте проверим, будут ли продолжать развиваться срезанные веточки, если воткнуть их в землю поливать? Некоторые сразу ответили, не будут, у них же корней нет. Но вот мы воткнули в горшок с землей вербу и она у нас начала цвести, стали распускаться маленькие вербочки. Такие спонтанные, незапланированные эксперименты даже как то больше интересны.
5 апреля 2017 года я была слушателем семинара на базе МРИО «Реализуем ФГОС ДО: особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОО». Вела этот семинар Губанова Наталья Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования. Мне понравилась идея с оформлением в групповом помещении «Мудрого дерева».
И вот я тоже загоревшись, запланировала создать такое дерево у себя в группе. Обыгрывать дерево можно по-разному: детки по младше, например, пришли с прогулки, а там на дереве птичка сидит. И воспитатель говорит : - Ребята, а давайте расскажем птичке, что сегодня мы с вами видели на лужайке. Для детей старшего возраста уже на это дерево можно прикреплять конкретные задания (например в дупле конверт, а там задание, лесовичок просит детей изучит муравьишку на участке, зарисовать его и подарить рисунки лесовичку).
Нашу проектную деятельность мы продолжили и в подготовительной к школе группе. Активное участие принимали и родители детей, в зависимости от содержания проекта. Детки стали больше рассуждать, соответственно и речь детей стала более грамотной, у них расширился кругозор. Дети стали более отзывчивыми, стали бережно относиться к природе. Многие дети завели домашних питомцев, охотно рассказывая о том, как они за ними ухаживают, даже стали давать друг другу советы.
Впереди нас конечно же ожидают еще много проектов, как в групповых помещениях, так и на экологической тропе, потому что детям это действительно интересно и главное познавательно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : Мозаика-синтез,2016.-80с.
3. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2009.-128с.
4. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград, Учитель, 2011.
5. Миронов А. Ф. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2012.
6. Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищева. - СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015.-240с.
7. Пашкевич Т. Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. 2009.
8. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду :Под ред. М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой Т. С. -М. : Просвещение, 1985.-208 с.
9. Рыжова Н. А. Экологический проект «Моё дерево». – Тамбов, ИПКРО, 1995.
10. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-синтез,2009.-112с.