Стабровская Алла Николаевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 22
Конспект
познавательно- исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по теме «Вода и почва».
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Вода и почва“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Цель:воспитывать любовь к природе, закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям, развивать познавательные и поисковые способности. наблюдательность, любознательность.
Материалы и оборудование: стеклянные баночки с сухим плодородным слоем, песком, золой, мелкими камешками,черенками растений, увеличительные стёкла, карта-схема, круговорот воды в природе,глобус.
Ход занятия.
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу" Мало воды - жди беды, много воды-урожая груды"?
Дети отвечают.
Воспитатель: Для чего нужна влага почве?
Дети: Без воды всё засохнет и погибнет. На влажной почве растёт сочная трава бывает хороший урожай грибов и ягод.
Воспитатель: Как человек способствует задержанию влаги в почве?
(предположение детей)
Показ слайдов.
Осенью на колхозных полях делают глубокие борозды (Слайд№1) зимой, чтобы ветер с полей не сдувал снег, трактора собирают его в валы. (Слайд №2). Весной, когда он начнёт таять, вода будет скапливаться в бороздах и постепенно впитываться в почву. (Слайд №3)
Как вы думаете, отличаются между собой растения,которым её не хватает?
Дети: Растения, которые получают много влаги- красивые, сильные, там, где мало влаги растения низкорослые, болезненные.
Воспитатель: На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливые устройства (Слайд № 4)
2. Чтение и обсуждение отрывка из произведения. Я. Тайца" Послушный дождик. "
Физкультминутка.
Раз- подняться, потянуться
Два- нагнуться, разогнуться,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на место тихо сесть.
3. Исследование.
Воспитатель: Прошёл дождь. Куда исчезает вода?
Дети: Она впитывается в почву.
Воспитатель: Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.
Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.
Воспитатель: Почему это происходит?
Предположение детей.
Воспитатель: В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух. А что происходит с почвой?
Предположение детей.
Воспитатель: После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становиться влажным. Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву. (Слайд № 5). Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. (Слайд№6). Как вы думаете почему?
Дети: Их части не плотно лежат друг к другу.
Воспитатель: Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать её. Это губительно для почвы, т. к. она загнивает и после того, как высохнет, становится твёрдой.
Вам нравиться быть исследователями?
Ответы детей.
Воспитатель: продолжим практическую работу, и вы узнаете через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода. Результаты исследования вы потом занесёте в карточки.
Опыт №1. Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых сухой плодородный слой, песок, мелкие камешки, зола, то же самое и в других баночках, но всё влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.
Дети приходят к выводам.
1)В сухой плодородный слой вода впитывается медленно (Рассматривают через увеличительное стекло).
2) Песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает её.
3)Зола плотнее,чем плодородный слой и песок. Поэтому плохо пропускает воду.
Опыт№2. В стеклянную ё мкость разложите слоями природные образования:
1-й слой (нижний)- гравий, мелкие и крупные камешки;
2-й слой- песок и мелкие камешки;
3-й слой- песок. Камешки и немного глины;
4-й слой- глина;
5-й слой- плодородный слой.
- Получится своеобразный торт!.Так эти слои обычно расположены в природе. Пропитайте «торт» водой, посмотрите. как проходит вода через эти слои (дети выполняют задание).
Воспитатель: Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.
А теперь посмотрите на карту- схему, где изображен круговорот воды в природе (дети рассматривают, делают выводы).
Воспитатель: Почему запасы воды в водоёмах не иссякают (предположение детей).
Они пополняются от таяния снегов; выпадение дождей;родниковых и грунтовых вод. Как вы думаете, что будет с природой,если она лишится воды?
Дети: На полях не будет урожая, лес начнёт сохнуть, животные остануться
без корма и без жилья.
Воспитатель: Верно. Почему и говорят:»Лес и вода- брат и сестра».
А сейчас мы увидим сколько воды на нашей планете. Что это (берёт глобус)
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Попробуйте найти на глобусе океаны. Моря, реки и озёра. Как вы думаете, каким цветом они обозначены?.
Дети: Они, наверно обозначены голубым или синим цветом.
Воспитатель: Верно, сравните. Сколько на земле воды и сколько суши. Чего больше (дети отвечают).
Воспитатель: Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах- солёная, её нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому её надо беречь.
Итоги занятия.
Выводы:
Вода- голубое золото планеты.
Без воды исчезнет всё живое на Земле.
Берегите питьевую воду, не засоряйте её.