ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка, самовар, народный костюм). Активизировать познавательную деятельность. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (изба, ухват, и т. д.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору, любовь к Родине.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Словарная работа: изба, горница, красный угол, сундук, лапти, ухват,горшок, чугунок, прялка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в альбомах по теме " Русская изба", «Предметы быта в старину», «Моя Родина Россия», разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, слушание русских народных песен.
Оборудование: оформление зала в стиле русской избы, предметы старинного быта, сундук, люлька, самовар,русские костюмы, музыкальное оформление.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное, но очень интересное занятие.
-Скажите, где мы с вами живём?
Дети: Мы живём в Крыму.
Воспитатель: Какие народы живут у нас в Крыму?
Дети: Крымские татары, украинцы, русские, армяне, греки и многие другие.
Воспитатель: Крым- это наша малая Родина, а наша большая Родина - это Россия.
Я узнал, что у меня есть огромная семья-
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое, это всё моё, родное!
Всех люблю на свете я- это Родина моя!
Воспитатель: Мы с вами живём в очень большой и многонациональной стране- России. У каждого народа есть своя история, своё прошлое. У русского народа тоже есть своё прошлое, свои обычаи и традиции.
Вы хотите узнать, как жили люди в старину на Руси?
Для этого нам нужно попасть в прошлое. Но, чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
В прошлом очень интересно,
Всё для нас там неизвестно,
Повернись, покружись, в прошлое назад вернись!
(Пока дети говорят слова, открывается занавес, зал оформлен в стиле русской избы, детей встречает Марьюшка-хозяюшка.)
Марьюшка : Здравствуйте, гости дорогие, а вы кто будете и откуда?
Дети: Мы ребята из детского сада «Антошка», мы хотим узнать, как в старину жили люди на Руси.
Марьюшка :Доброму гостю хозяин рад, проходите, гости дорогие, с хлебом-солью вас встречаю, добро пожаловать в мою русскую избу!
Марьюшка - кто из вас знает, как называется лучшая комната в избе?
Дети: Лучшая комната в избе называется горница.
-Правильно. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите, да про всё мне расскажите! У меня в горнице много интересного и необычного для вас.
-Вы умеете отгадывать загадки?
Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает, что дают, глотает? (Русская печь)
-Правильно, это печь. Дорогих гостей всегда усаживали поближе к печи. Присаживайтесь и вы на лавки.
-Печь - это сердце дома, она всегда была самой главной в доме.
-Скажите, а для чего людям нужна была печь?
Дети: Она согревала людей в холода, люди готовили в ней еду.
-Да, печь это деревенская кормилица, а какую еду готовили в печи?
Дети: пекли хлеб, пироги, варили кашу, щи.
-А в какой посуде готовили еду, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он чумазый, не чистюля,
Там, где в печке уголёк,
Сварит кашу…. (Чугунок)
-А из чего был сделан чугунок?
Дети: из прочного металла- чугуна, чтобы выдержать большой огонь.
-Смотрите, дети, какой необычный предмет стоит рядом с печью, кто знает, что это?
Дети: это ухват, чтобы доставать горячие чугунки из печи.
-Дети, печка не только кормила и согревала людей в старину, она была ещё и источником света в избе. Когда огонь в ней разгорался, в горнице становилось светло, хозяйка с хозяином садились возле печки и каждый занимался своим делом.
-А мы с вами немного поиграем сейчас.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «В ИЗБУШКЕ»
В нашей избушке петушок поёт
Мышка-норушка избушку метёт
Кошка на окошке штанишки шьёт
Курочка на печке горшки скребёт.
Марьюшка : За печкой всегда располагался «Бабий кут», или «Бабий угол».
Здесь хозяйничали женщины. Они стряпали, готовили еду, шили. Здесь висела колыбелька для самого маленького в семье. Она была подвешена к потолку.
-Обратите внимание на этот предмет, кто знает, что это?
Дети: Это прялка.
- В старину в каждом доме были прялки. Для чего они нужны?
Дети: Прялка нужна, чтобы прясть пряжу. Из пряжи потом вязали носки, тёплую одежду.
- А как называли женщин, которые прял и пряжу?
Дети: Их называли пряхи.
- Правильно, а какие пословицы вы знаете о пряхах?
Дети: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть, хорошо оденешься.
Хорошо прядётся, весело поётся!
- Молодцы. Девочки, а вы хотели бы немного побыть пряхами?
ТАНЕЦ «ПРЯХИ»
Марьюшка : Ребята, а ещё в каждой русской избе обязательно был «Красный угол». Почему его так называли?
Дети: Красный, значит красивый, хороший, светлый.
-В этом углу всегда вешали иконы, их украшали рушниками. Ещё в красном углу всегда стоял стол и лавки. За столом собиралась вся большая крестьянская семья, чтобы пообедать.
-Отгадайте загадку:
Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)
-Да, в крестьянской семье у каждого была своя ложка.
-Из чего делали ложки в старину?
Дети: Из дерева, из бересты.
-В гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Об этом даже поговорку сложили : Запасливый человек без ложки не ходит.
-Деревянными ложками люди не только ели, на них можно было ещё и играть. Как назвали людей, которые играли на ложках?
Дети: их называли ложкарями.
-Смотрите, какие у меня есть красивые, расписные ложки!
Мальчики, хотите побыть ложкарями и поиграть на ложках?
ДЕТИ ИГРАЮТ НА ЛОЖКАХ.
-Хорошо повеселились, теперь отгадайте ещё одну загадку:
И шипит, и кряхтит,
Быстро воду кипятит,
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
-Дети, самовар в русской избе это символ добра, домашнего уюта, и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с мёдом, блинами, пирогами и веселились от души! Давайте и мы с вами немного повеселимся!
ИГРА «ЖИЛ, ПОЖИВАЛ САМОВАР»
Марьюшка :
-Ребята, как много интересного в русской избе, много старинных предметов быта, которых теперь и не встретишь,я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Раньше и сейчас»
-Раньше еду готовили в печи, а сейчас? (На плите)
-Раньше на лавках спали, а сейчас? (На кровати)
-Раньше воду носили из колодца, а сейчас? (берут из крана)
-Раньше девушки носили сарафаны, а сейчас? (носят платья)
-Сейчас одежду хранят в шкафу, а раньше?
(а раньше хранили в сундуках.)
Марьюшка : Посмотрите, ребята, в моей избе тоже есть сундук!.
Что под крышкою хранится, может вам это сгодится,
Вы, ребята, подходите, да внимательно смотрите,
Выбирайте, доставайте, одежду верно называйте!
ДЕТИ РАССМКАТРИВАЮТ ОДЕЖДУ И НАЗЫВАЮТ ЕЁ.(Сарафан, рубаха, лапти, картуз, кокошник)
Марьюшка :В такой одежде люди на Руси и работали, и веселились, и хороводы водили.
-А на вас сегодня какая одежда надета?
Дети: русские народные костюмы!
Марьюшка :А хороводы водить вы умеете?
Ну-ка, весь честной народ, становись, ка в хоровод!
ДЕТИ ВОДЯТ ХОРОВОД.
Марьюшка :Молодцы, ребята, что вы пришли ко мне в гости, а теперь, ребятушки, прощайте, на дорожку угощайтесь! (УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ БАРАНКАМИ)
Марьюшка : а теперь, дети, вам пора возвращаться назад, в свой детский сад!
-Закрывайте глаза и повторяйте заклинание:
«Повернись, покружись, в настоящее вернись!
Занавес закрывается, детей встречает воспитатель.
Воспитатель: Ну, что, ребята, понравилось вам в гостях у Марьюшки-хозяюшки?
-Что вы узнали нового и интересного?
Дети: мы узнали, как в старину жили люди на Руси, какой была русская изба, какие традиции были у людей в старину.
Воспитатель:я очень рада, что вам понравилось наше путешествие в прошлое. Занятие наше окончено.