Ольга Корнишева
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса».
Цель: создание условий для уточнения и закрепления знаний о значении хвойных деревьев в жизни животных и человека.
Оборудование:
• ТСО – (ноутбук);
• Компьютерная презентация
• Природный материал для исследования (веточки и шишки ели и сосны);
• лупы на каждого ребенка
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе „Деревья хвойного леса“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Д/и «Угадай птицу» (силуэты зимующих птиц, картинки с их изображением)
Задачи:
• Создавать условия для систематизации и уточнения представления детей о ели и сосне как хвойных деревьях
• Способствовать овладению знаниями о взаимосвязях в лесном сообществе
• Способствовать активизации и введению в активную речь детей слов, связанных с изучаемой темой (хвоя, хвоинки, воск, ельник, сосняк, ботаник)
Ход НОД.
I. Оргмомент.
В - Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
Зимой и летом зелена,
В густом лесу живет она.
А на ней иголки,
Коротки и колки.
Д – Ёлка
В – А можно ответить: «Сосна»?
Д – Нет, у сосны иголки длинные.
В - Как называется лес, в котором растут только ели? Только сосны?
Д – Лес с ёлками называется ельник, а с соснами – сосняк.
В – Общее название таких лесов – хвойные. Почему?
Д - Потому что иголки по-другому можно назвать «хвоя».
В - Посмотрим, как живётся в лесу ёлкам и соснам зимой?
Динамическая пауза.
( Дети имитируют движения: надевают шапку, куртку, варежки, завязывают шарф; затем встают друг за другом и идут «по сугробам»)
II. Основная часть.
В - В хвойном лесу даже днём темно, ведь ветки елей и сосен густые и плотные. Что уж говорить про вечер! Нужно торопиться! Не отставайте!
Вот мы и пришли. (Дети садятся на стульчики) Долго мы шли. Я замёрзла. А вы? Сейчас согреемся. (Воспитатель открывает воображаемый термос, наливает чай, угощает ребят). Согрелись?
Д – Да.
В – (включает 1 слайд презентации) Посмотрите, какая красота! У ёлочек белые сверкающие шубки, прямо как у принцесс. А что можно сказать о наряде сосен?
Д – У сосен пушистые белые шапки.
В – Снег не только похож на зимнюю одежду деревьев. Он ещё и не даёт им замёрзнуть на морозе, совсем как наши пальто, куртки и шапки. А нужны ли высокие сугробы лесу? Зачем?
Д – В снег прячутся звери от мороза. Снег защищает корни деревьев и траву.
В – Да, если зимой выпадет мало снега, деревья могут погибнуть, замёрзнут и семена растений, которые зимуют под снегом. Снег – это одеяло для земли.
В (переключает слайд презентации, на экране нарисованная ёлочка - девочка). Смотрите – ка, ребята, ёлочка поиграть с нами хочет.
Внимательно смотрите, ёлочка будет называть то, что есть у человека, а вы догадайтесь, что есть у дерева (на следующем слайде рисунок-схема дерева и рисунок человека)
- У вас — туловище, а у деревьев что? (ствол)
- У вас руки, а у деревьев? (ветки)
- У людей ноги, а у деревьев? (корни)
- У людей тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты? (корой)
В – А что ещё у нас общего?
Д – Человек и дерево могут дышать, расти.
В – Правильно, человек рождается, растёт, становится взрослым, и дерево так же, значит и человек, и дерево – это живая природа. Про что ещё говорят «живая природа»?
Д – Это все животные и растения.
В - А теперь давайте послушаем, что нам расскажет ёлочка (следующий слайд)
«Мы, ёлки, растём очень медленно. Мне уже 5 лет, как вам, а ростом я вам только до груди. Ребята, вы знаете, что во многих странах на Новый год наряжают ёлку? Как вы думаете, можно ли людям самим ходить в лес и рубить ели? Конечно, нет. Ёлки нужно покупать на ёлочных базарах. Там продают деревца, которые специально срубают, потому что они мешают расти другим, так, как люди убирают лишнюю морковку с грядки. А те деньги, что люди платят за новогодние ёлки, идут на помощь лесу. Вы знаете, как можно помочь лесу? В лесу вырубают больные деревья, чтобы они не заражали здоровые, роют канавки для защиты от пожара. И выращивают из семян новые саженцы. На это всё нужны деньги».
В – Спасибо тебе, ёлочка, за интересный рассказ. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с лесом.
Динамическая пауза.
(Дети имитируют движения - возвращаются из леса, раздеваются)
В – Ну вот мы и вернулись. Посмотрите – ка, у нас сегодня ещё дело есть, пройдём в лабораторию (дети проходят к столам, на которых лежат лупы и веточки елей и сосен). Сейчас мы – ботаники. Напомните мне, что изучают ботаники? (Растения).
В - Посмотрите, потрогайте иголочки ели. Что о них можно сказать?
Д – Иголки короткие, твёрдые, зелёные, колючие.
В – А иголки сосны?
Д – Они длиннее.
В – Послушайте небольшое стихотворение:
У зелёной ёлочки
Колкие иголочки.
И у сосенки
Иголки остреньки.
Давайте его выучим.
(Чистоговорка повторяется за воспитателем сначала в голос, затем шёпотом, потом вполголоса только мальчиками и только девочками.)
В – Кто может рассказать? (Заслушиваются 2 – 3 человека)
( Возможно обыгрывание: первые 2 строчки говорит один ребёнок, второй отвечает ему, рассказывая третью и четвёртую строчки)
В - Хвоинки живут на ветке 5, 6 или 7 лет, потом постепенно, по несколько штучек опадают и на их месте растут новые. Поэтому ели и сосны всегда зелёные. Хвоинки покрыты воском, он защищает от мороза. Так что иголкам зимой не холодно.
В – Понюхайте иголочки. Что можете сказать?
Д – Приятно пахнет.
В - Гулять в хвойном лесу полезно для здоровья, потому что в воздух деревья выделяют пахучие вещества, которые лечат головную боль, спасают от кашля, да и просто улучшают настроение.
В - Ребята, а как вы думаете, как появляются деревья?
Д – Они вырастают из семян!
В – И где же прячутся семена елей и сосен?
Д - В шишках!
В - (показывает шишки сосны и ели) Где чья шишка?
Д - Шишка ели большая, похожа по форме на огурчик, а у сосны – маленькая, треугольная.
В - Ели и сосны – настоящее богатство для лесных жителей. Семена их – лакомство для белок дятлов. Многие звери зимой и в начале весны едят ветки молодых сосен и елей как мы витамины. Какие это могут быть животные?
Д - лоси, зайцы.
В - Днревья – дом и еда для многих животных. Я хочу рассказать об очень интересной птице. Живёт она в ветвях ели. Знаете ли вы, кто выводит птенцов зимой? Это клёст. Посмотрите (показ фото, вот какая птица. Клюв у клеста необычный, зато им очень удобно доставать семена из шишек. А птенцы не мёрзнут (показ фото) – ёлка защищает их от ветра, а пушистые пёрышки – от мороза, да и родители своих детей надолго не оставляют. Им и летать никуда не надо, ёлка – то рядом, на ней и еда.
В – Вы хорошо запомнили, как выглядит клёст? А других зимующих птиц вы знаете? Тогда я предлагаю поиграть.
Д/и «Угадай птицу»
Содержание игры: Детям раздаются силуэтные изображения птиц, предлагается найти знакомых, рассказать об окраске оперения.
III. Итог.
В – Ребята, узнали ли вы что-то новое сегодня? Какие вопросы вы хотели бы задать друг другу? Давайте проведём конкурс на самый сложный вопрос. Подумайте и задайте свои вопросы.