Елена Герасимова
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы «Доктора леса» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Доктора леса»
Программные задачи:
продолжать формировать у детей умение находить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
закреплять знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от насекомых, упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие перелетные»;
воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с миром природы „Доктора леса“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций, беседы о птицах, загадки о птицах, игры – импровизации, слушание музыкальных произведений.
Материал:
картинки с изображением весны, модели признаков весны, картинки с изображением птиц.
Ход:
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой – улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(весной)
Воспитатель: Ребята, сколько месяцев длится весна и какой месяц первый?
(Весна длится три месяца, первый месяц – март).
Открывается первая картина «Ранняя весна».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину и подумайте, о каком месяце весны рассказывает художник, и почему вы так считаете (ответы детей).
Дети находят на картине первые признаки весны – яркое солнце, первые проталины, подснежники, прилет грачей – и приходят к выводу, что на картине изображен весенний месяц март.
Дети выкладывают на доске модели первых признаков весны (яркое солнце, проталины, сосульки, подснежники.)
Открывается вторая картина «Весна воды».
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на вторую картину. Как вы думаете, о каком весеннем месяце хотел рассказать художник. Для этого надо сравнить обе картины и найти, что у них общего и чем они отличаются.
Дети находят признаки сходства и различия и приходят к выводу, что художник изобразил апрель (на двух картинах изображена одна и та же лесная полянка, но в разные месяцы: в марте и в апреле.)
Март. Пейзаж еще зимний, но появились возле деревьев проталины, а на них – ветреница. Ярко светит солнце. Вдалеке ходит грач. На переднем плане – муравейник, но муравьев на его поверхности нет.
Апрель. Та же полянка, но уже без снега. На небе тучи, идет весенний дождь. Цветут мать – и – мачеха, тополь, береза, осина. Набухли почки. Появились муравьи. Прилетели скворцы, жаворонки.
Дети выкладывают модели последовательных признаков весны (яркое солнце, весенний дождь, первые цветы, зеленеющие деревья, вылетают насекомые, прилетают перелетные птицы.)
Давайте с вами вспомним стихи о весне (чтение стихов).
Воспитатель: Ребята, хотите совершить прогулку по весеннему лесу? (да).
Физкультминутка: Дети «встречают» по пути разных лесных птиц (тетерев, журавлей) и изображают их позами, издают соответствующие этим птицам звуки.
Загадки:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…(грач).
Воспитатель: Дети, изобразите грачей. Вспомните, какие они: ходят важные, переваливаясь, носами землю ковыряют, червяков ищут.
А кто поет такую песню:
Зинь – зинь – танн, зинь – зинь – танн!
Скинь кафтан! Скинь кафтан!
(синичка)
Воспитатель: Дети, почему птиц называют докторами леса? (ответы детей).
Загадка:
Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в саду работник.
(дятел)
Детям предлагается порассуждать, почему дятла называют «первый в саду работник». Вывешивается картинка с изображением большого пестрого дятла.
Рассказ воспитателя.
Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов. Посмотрите, какой клюв у дятла, зачем он ему? Таким клювам дятел не только из – под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие с цепкими когтями, поэтому он легко лазает по стволам деревьев, а коротким хвостом он упирается в ствол дерева, и ему удобно долбить. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации).
Воспитатель: Дети, подумайте, долбят ли поползни, как дятлы, кору и почему эта птичка получила такое название (в отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.)
Показ картинки с изображением иволги.
Воспитатель: Иволга тоже лесной доктор, потому что она поедает волосатых гусениц, которых не едят другие птицы.
Воспитатель: Ребята, подумайте, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых.
Вывод: надо охранять всех птиц и все живое на Земле.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.