Лариса Перевалова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Дом для Гнома»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Ожидаемые результаты:
вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций;
научить сравнивать, анализировать, делать вывод после экспериментальной деятельности.
Цель:
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе „Дом для Гнома“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
вовлечение детей в экспериментальную, исследовательскую деятельность по изучению свойств и качеств материала,
познакомить с новыми материалами: камень, бумага, лёд.
Задачи:
1. Формирование знаний детей о целостной картине мира;
2. Развитие познавательной активности и устойчивого интереса детей в процессе экспериментирования и исследования предметов;
3. Развитие наблюдательности у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
4. Развивать представление детей о свойствах и качествах предметов;
5. Учить различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий» и т. д;
6. Развитие внимания, зрительной и тактильной чувствительности;
7. Развивая речь детей обогащать и активизировать словарный запас речи детей словами: «твердый», «крепкий», «белая», «легкая» и т. д.
8. Воспитывать отзывчивость и доброту, желание прийти на помощь;
9. Развивать чувства цвета, композиции.
Материалы и оборудование:
магнитная доска, три картины с домами (из разного материала,
костюм гнома, сундучок (в нем камни, бумага, лед, столы и стулья по количеству детей для экспериментальной деятельности,
блюдца, пиалки с водой, пипетки, салфетки на каждого ребенка,
таз, лейка, салфетки,
салфетки и тарелочки для экспериментирования со льдом,
отшлифованные камни, гуашевые краски (три цвета, кисти, салфетки, непроливашки с водой, клеёнки, подставки для кистей.
Участники ОЭД: дети, воспитатель, гном (взрослый).
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательная», «Речевое развитие», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, творческая деятельность.
Предварительная работа: рассматривание камней, изготовление поделок из бумаги, экспериментирование со льдом.
Ход занятия:
«Утром встали малыши,
В детский садик все пришли,
Вам мы рады как всегда
Гости здесь у нас с утра», - говорит воспитатель.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе сегодня гостей! Давайте поздороваемся!
Дети здороваются с гостями.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
- Ой, кто-то еще к нам пришел!
Входит Гном с сундучком.
Воспитатель:
- Ребята, кто это к нам пришел в гости? Узнали?
Дети отвечают: «Гномик»
Воспитатель:
- Здравствуй, Гномик, мы тебе очень рады! Но почему ты такой задумчивый и печальный? Что с тобой?
Гномик рассказывает детям, что в его чудесном лесу, где он живет, случилась беда. На лес налетел сильный ветер – ураган, а потом пошел сильный дождь – ливень, и его замечательный домик разрушило и унесло. И он решил построить себе новый дом, но вот из какого материала он не знает.
Дети рассказывают гному из чего можно построить дом.
Гном говорит, что его дом должен быть теплым, прочным и непромокаемым от дождя.
Гном просит ребят помочь ему разобраться из какого материала ему лучше всего это сделать.
Воспитатель с детьми соглашаются помочь гномику, но у них ведь нет никаких материалов.
Гномик предлагает рассмотреть картинки домов, из материала которых он хотел бы построить свой дом, а материалы он все принес с собой (показывает на сундучок).
1. Гном показывает детям первую картинку – дом изо льда.
Дети с воспитателем определяют, из чего построен этот дом (изо льда).
Идут и садятся за стол, где Гном ставит перед ними контейнеры со льдом.
Гном и воспитатель экспериментируют вместе с детьми.
Вопросы воспитателя:
- Какой лёд? (теплый или холодный) – Холодный.
- Почему руки мокрые? – Лед тает.
- Почему тает лед? – Потому что руки теплые.
- Сможет ли такой дом, изо льда простоять и весной и летом? – Нет, растает. (Положили лед на тарелочке, протерли руки салфеткой).
- Давайте подуем на лед, двигается ли он? – Нет.
- Почему? – Он тяжелый.
Детям предлагается помять лед, разломить его.
- Ломается, мнется? – Нет.
- Почему? – Он твердый.
Обобщение: Какой лед? – Холодный.
– Тает.
– Тяжелый.
– Твердый.
Может изо льда построить Гном себе дом? – Нет, он растает летом.
2. Дети подходят к магнитной доске, и Гном показывает детям вторую картинку – дом из бумаги. Дети визуально определяют, что этот дом из бумаги. Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на ковре, а Гном им кусочки бумаги.
«Можно ли построить дом из бумаги?» - говорит воспитатель. – Да / Нет.
Давайте проверим:
- Давайте подуем на бумагу (держим листок за уголок).
Вопросы воспитателя:
- Что с ней происходит? – Колышется.
- Почему? – Она легкая.
- Сожмите бумагу. Что с ней происходит? – Смялась.
- Почему? – Она мягкая.
- Попробуйте порвать. – Рвется.
- Почему? – Непрочная.
- А если пойдет дождик?
Мочим бумагу над тазиком под струйками воды из лейки.
- Что случилось с бумагой? – Намокла.
Промакиваем бумагу салфеткой.
- Стала сухой? – Нет, мокрая.
Обобщение: Какая бумага? – Легкая (колышется от ветра).
– Мягкая (мнется).
– Непрочная (рвется).
– Промокает (насквозь).
Можно ли из такого материала построить дом Гному, такой, какой он хочет? (теплый, крепкий, непромокаемый) – Нет.
Гном соглашается.
Физминутка.
Гномик утром рано встал (потянулись)
И уборку делать стал:
Моет окна (имитация мытья окон)
Моет пол (имитация мытья пола)
Чистит коврик (подметают)
А потом… приглашает в дом друзей (машут руками «к себе»,
Чтобы было веселей! (прыгают)
3. Дети снова подходят к магнитной доске, на которой гном показывает третью картинку – дом из камня. Дети говорят, что этот дом построен из камня.
Вопрос воспитателя:
- Как вы думаете, может ли дом из камня быть твердым, крепким и непромокаемым? – Ответы детей.
- Давайте проверим.
Дети с воспитателем и Гномом идут к столам и садятся для экспериментирования.
Гномик достает из сундучка мешочек, в котором лежат камешки и раздает их детям.
Дуем на камень.
- Двигается? – Нет.
- Почему? – Тяжелый.
Сожмем камень.
- Мнется? – Нет.
Попробуем разломить.
- Ломается? – Нет.
- Почему? – Твердый.
- А если пойдет дождь?
Кладем камень в тарелочку и поливаем его водой из пипетки.
- Что с камнем происходит? Намок? – Да.
Протрем камень салфеткой.
- Он остался таким же мокрым? – Нет, сухой.
- Значит он внутри сухой или мокрый? – Сухой, в отличии от бумаги.
Обобщение: Какой камень? – Тяжелый (не сдувается ветром).
– Твердый (не мнется и не ломается).
– Намокая, не пропускает воду в себя.
Можно из него построить дом Гному? – Да!
Гном говорит, что он понял – самый твердый, крепкий и непромокаемый дом будет из камня.
Но он хочет, чтобы его дом был еще и красивым, разноцветным.
И в этом дети тоже ему могут помочь.
Дети идут за столы, на которых стоит гуашевая краска, и разукрашивают свои камни в разные цвета.
Открытый конец ОЭД.