Папки-передвижки

Приемы формирования навыков аппликации у дошкольников

Ольга Крошухина
Приемы формирования навыков аппликации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Приёмы формирования навыков аппликации у дошкольников

(подготовила и провела Крошухина О. А.)

Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении различных форм и прикреплении их на другом материале, принятом за фон.

Виды аппликация:

Аппликация из бумаги

1. Предметная (состоит из отдельных изображений. Например: лист, ветка, дерево, гриб и т. д).

Темочки:

2. Сюжетная (отображает совокупность действий, событий. Например: «Полет в космос»).

3. Декоративная (включает в себя орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).

Аппликация из ткани

Может быть предметной, декоративной и сюжетной.

Аппликация из природных материалов

засушенных растений, из целых форм растений.

Сегодня мы рассмотрим только аппликацию из бумаги. Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы.

Материалы и оборудование.

Успешное проведение занятий во многом зависит от качества материала и порядка его преподнесения детям.

Общие правила аппликации:

1. Готовые фигуры для наклеивания должны быть точные по форме.

2. Готовые фигуры должны быть яркие по цвету (оттенок точно подобран в соответствии с объектом).

3. Бумага должна быть достаточно плотной, чтобы края фигур не рвались и не загибались, особенно для вырезывания.

4. Формы для вырезывания- точные по размеру, в необходимом количестве на каждого ребёнка.

5. Размер фона для выкладывания рассчитывают в зависимости от количества, величины и расположения фигур. Удачно подобранный фон усиливает выразительность работы.

6. Для прижимания фигур к бумаге необходимы тканевые или бумажные салфетки.

7. При выполнении аппликации используют щетинные кисти и клеёнчатые салфетки, на которые кладут фигуры для наклеивания. Обязательно нужна подставка для кисти.

8. Со средней группы –ножницы длиной 10-12 см, острые, с тупыми концами. Лезвия должны двигаться легко, хорошо резать бумагу, а не мять её.

9. Клей для аппликаций следует заготовлять незадолго до занятий (можно обойный, розетки для клея не должны быть высокими.

10. На каждом столе необходимо поставить контейнер или поднос для обрезанных частей.

Порядок подготовки и раздачи детям материала для аппликации зависит от возраста детей, содержания занятия и воспитательных задач.

Рабочее место или правила расстановки материалов на столе ребенка на занятиях по аппликации.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Аппликация выполняется только из готовых форм!

Основные задачи в этом возрасте: освоение формы предметов или их частей (круг, квадрат, треугольник, овладение техникой наклеивания (прежде всего приёмами намазывания деталей клеем). Основную нагрузку по составлению сюжета взрослый берет на себя. Учим составлять образ или композицию из 2-х хорошо знакомых детям геометрических форм.

1. Знакомство с аппликацией надо начинать с круга, т. е. основа фона должна быть круглой. Эта фигура не требует от детей сложной пространственной ориентировки: как не клади круг, он всё равно ляжет правильно.

2. Учим предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, составлять изображение.

3. Учим аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, на специально приготовленной клеенке; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

4. Учим создавать аппликацию на бумаге разной формы (на квадрате, на круге, на полоске, создавать предметные изображения и декоративные композиции из геометрических фигур, повторяя и чередуя их по форме и цвету (чувство ритма). Начинаем с одинаковых фигур разного размера, затем чередуем по цвету.

5. Обучаем простейшим навыкам ориентировки на плоскости: вверху, внизу, в углу, середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом.

6. Коллективные работы практически не практикуем, вводить этот вид организации целесообразней в летний период.

Последовательность:

педагогу следует помнить, что для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку после объяснения задания.

После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.

В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.

Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.

Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как и куда кладет на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.

Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Дети этого возраста учатся различать и правильно называть: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник, полосу, овал и только лишь трапецию по-прежнему определяют на основе образных сравнений (крыша, лодка)

В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

Усложнение идет в более детальном изображении предметов. Дети могут анализировать образец. Например, выполняя аппликацию «Неваляшка» дошкольники отмечают, что предмет состоит из шаров — большого, среднего и двух маленьких. Не забывайте, что в среднем возрасте дети могут видеть не только образец педагога, но и натуру. При этом рассматривание натуры не всегда должно сопровождаться показом образца.

Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом).

Как могут проявить самостоятельность в аппликации дети среднего возраста?

В этой группе возможны задания, где образец не обязательно повторять точно, т. е. композиционные условия выполняем, а выбор цвета можно предоставить детям.

При анализе образца: из каких форм состоит предмет, какого он цвета, где пространственно расположен - воспитатель разъясняет и показывает детям, в какой последовательности следует наклеивать формы.

В средней группе можно использовать частичный показ приемов выполнения задания.

Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений.

Правила работы с ножницами.

Ориентировочно ножницы начинают давать детям со второй половины учебного года.

Ножницы - это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. В этом возрасте учим детей разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и начинаем учить вырезать предметы округлой формы.

Для выполнения декоративных работ дети получают только готовые формы!

Вводится коллективная аппликация.

Как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляются в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед.

1. Прежде чем использовать ножницы в занятии, даем детям «почувствовать» ножницы, даем стричь хаотично, чтобы ребенок понял, как ножницы открываются – закрываются. Можно использовать ножницы с толкателем- помощником.

2. Затем, чтобы облегчить первые попытки работы с ножницами, даем бумагу в виде узких полосок (шириной 3—4 см) и достаточно коротких, чтобы ребенок мог разрезать ее двумя движениями ножниц.

3. Потом учим стричь по прямой. Полоски разной толщины.

4. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.

5. В средней группе начинаем учить преобразовывать формы: прямоугольник в квадрат, квадрат в круг, квадрат в треугольники. И ближе к концу учебного года: квадрат в круг. В процессе обучения приему вырезывания округлых форм обращаем внимание детей на то, что срезается только самый уголок (чтобы он отпал, слегка поворачивая бумагу в руке. Помните, что этот прием самый трудный!

6. На первом этапе даем аппликацию из готовых форм, а когда дети начнут обучение работе с ножницами – из готовых и преобразованных.

7. Клеим, как и в младшей группе, клеем обойным или клестером.

СТАРШАЯ ГРУППА

1. Основная задача- овладение разнообразными приемами вырезывания, изображение предметов симметричных и несимметричных форм, в статичном положении или с передачей несложного движения.

2. Формируем умение преобразовывать формы самостоятельно.

3. Для опоры в выполнении работы используем личный опыт детей, натуру (или заменяющую ее картинку). Но не забываем, что мелкие детали ребята этого возраста изготовить пока не могут, рекомендуется подбирать натуру с более простыми формами, ясными цветами, небольшим количеством деталей (типа, плюшевый мишка) Образец используют в старшей группе в сложных случаях.

4. В старшей, а затем и в подготовительной, рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции.

5. В старшем возрасте дети знакомятся с приемом складывания пополам и вырезыванию половины формы, создавая целую – симметричное. Рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру, т. к. ребенок еще не может себе представить, что в результате получится. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

6. Учим складывать гармошкой и вырезать сразу несколько деталей (в некоторых методичках этот прием начинается только с подготовительной группы). Это сложный прием вырезывания применяют при изготовлении салфеточек, снежинок, цветов.

7. Наибольшую трудность дети этого возраста испытывают в определении левой и правой сторон. Поэтому задача прочного овладения этими понятиями очень важна!

8. Формируем творчество: умение дорисовывать, украшать элементами по своему выбору.

9. Усложнение: выполнение открыток, многоуровневой аппликации, аппликация из ткани.

10. В старшей группе более широко используются аппликационные работы, выполненные детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

11. Помимо предметной и декоративной аппликации в старшей группе вводится сюжетная и пейзажная аппликация (девочка с флажком, встреча зайки с колобком, зима- избушка в снегу, птички на ветке)

12. Учим пользоваться клеем- карандаш.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

1. Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание- воспитатель превращает ножницы из технического инструмента в изобразительный – учит как бы рисовать ножницами. При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.

Дети вполне могут вырезать несложные предметы (овощи, фрукты, дополнить свою аппликацию деталями (плавники у рыбок).

Основное правило методики силуэтного вырезывания: поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали. В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру.

2. Используют ли образец воспитателя в этой возрастной группе?

Да, возможно. Но используют его не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.

3. Еще одно новшество - это соблюдение последовательности в наклеивании форм сюжетной аппликации. Последовательность расположения и наклеивания форм является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля, затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично.

Кстати, здесь тоже используется образец педагога, в данном случае его применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца.

Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа.

Публикации по теме:

Игровые пособия и дидактический материал для формирования элементарных туристических навыковИгровые пособия и дидактический материал для формирования элементарных туристических навыков Система работы по формированию элементарных туристических навыков со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны,.

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Дидактическая игра для дошкольников для формирования навыков словообразования и словоизменения «Большая стирка»Дидактическая игра для дошкольников для формирования навыков словообразования и словоизменения «Большая стирка» Данная игра используется мной во время изучения темы "Одежда. Обувь. Головные уборы" программы дополнительного образования "Говорю правильно".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы формирования навыков аппликации у дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 12:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы формирования навыков аппликации у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Крошухина (УИ 80599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД