Бабинова Вероника
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Подготовила воспитатель:
Бабинова Вероника Валерьяновна
Сыктывкар
2023г.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к рисованию, лепке и письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь.
Исходя из этого, я выбрала тему самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель моей работы: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Для достижения моей цели поставлены следующие задачи:
– улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
– способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
– развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
– дополнить развивающую предметно-пространственную среду группы;
– способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с первых дней пребывания детей в группе. Работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку-белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. А также различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Для развития мелкой моторики рук у детей ежедневно проводились пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Пальчиковая игры
• Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
• Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
• Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
• Махать в воздухе только пальцами.
• Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
• Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).
Проводились разнообразные дидактические игры:
Д/и «Построй пирамидку»,
Д/и «Оденем куклу на прогулку»,
Д/и «Чудесный мешочек»,
Игра «Спрячь в ладошке мышку» и т. д.
Также в работе применялись игры по сенсорному развитию: пазлы, пирамидки, мозаика, шнуровки, закручивание шурупов и гаек, игры с конструктором и т. д.
Использовали нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, втулками. Рисование в воздухе.
Благодаря использованию пальчиковых игр, и различных игр по сенсорному развитию в воспитательно-образовательной деятельности у некоторых детей улучшилась речь, память. Дети с удовольствием стали выполнят задания на развитие мелкой моторики рук.
Из проделанной работы можно сделать выводы, что работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.) занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Литература:
О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования»;
И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";
А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;
Журнал «Дошкольное воспитание».