Татьяна Шиндяпина
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’]. Буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
«Звуки [в-ф,в- ф']. Буква Ф»
Дата проведения 23.01.2019
Воспитатель : Т. Н. Шиндяпина
Цель: Познакомить со звуком и буквой Ф, учить сравнивать звуки в-ф.
Задачи:
Образовательные: Закрепить правильное произношение звуков [в-ф, в-ф'].
Продолжать учить выделять звуки [в-ф,в- ф'] на фоне слова.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’], Буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Закреплять умение определять место звука в слове.
Учить писать букву Ф.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [в-ф,в- ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.
Повышать речевую активность.
Материалы и оборудование: Две игрушки: Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде, фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф']; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки; картинки с изображением буквы Ф; простые карандаши.
Методы и приё мы: Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ, составление предложений).
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
2. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Воспитатель: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук (фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
3. Сообщение темы
Воспитатель: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].
4. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Воспитатель: Ребята, я буду называть звуки, а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], топните ногой.
Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ).
5. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Воспитатель: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе).
6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Воспитатель: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т. д.)
Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
( Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка)
7. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух
Воспитатель: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.
Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф, а дети поднимают соответствующие кружки.
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Воспитатель: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].
Воспитатель раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Воспитатель: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове
Воспитатель: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
11. Звуковой анализ слова Фома
Воспитатель: Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой. И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.
12. Составление предложений по схеме
Воспитатель: Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.
13. Знакомство с буквой Ф
Воспитатель: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф. Показываю картинку с изображением буквы Ф.
Воспитатель: На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Воспитатель: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
. Характеристика звуков [В] — [В’] — [Ф] — [Ф’].
В лесу поднялся ветерок и он поет нам песню. Давайте повторим ее! Фе- фе – ве – ве Фу – ву – фу – ву Во – фо – фо – во Вла – вло – влу – фла – фло – флу • В словах – Замените в словах звук и[В] — [В’] на звуки [Ф] — [Ф’] Фаза – ваза Софа — сова Феня — Веня Фата – вата
13. Печатание буквы Ф
Воспитатель: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Показываю письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
15. Итог
Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!