Анна Ульянова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звук и буква «Г»
Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения согласного звука [ Г, Г '] и его буквенного обозначения Г – г.
Задачи:
Обучающие: - Упражнять в звуко-буквенном анализе слов;
- Продолжать формировать умение работать парами (элемент кооперации);
- Закрепить навык работы над графическим диктантом;
Развивающие: - Развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук и буква Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- Развивать речь, внимание, память;
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;
- Развитие словарного запаса учащихся при ответах на вопросы;
Воспитывающие: - Воспитывать аккуратность, усидчивость;
- Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям;
- Формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы.
Планируемый результат: знать звук [ Г, Г '] и букву «Г»; давать характеристику звука; уметь делать звуко-буквенный анализ слов; составлять предложения с определенными словами.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальный, парная и индивидуальная работа.
Система контроля: контроль воспитателя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: предметные картинки, счётные палочки, картинки с изображением букв, карточки для работы в парах, игровизоры Воскобовича В. В.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие попросился маленький сказочный человечек с длинной бородой, который обычно всем помогает. Хотите с ним познакомиться? Вы догадались кто это? Это мудрый Гном. Он подготовил для вас интересные задания. И будет следить за правильностью их выполнения. Первое его задание: за стол садиться тот, кто назовет слово, в котором встречаются звуки [ Г ] и [ Г '].
Дети: огурец, гость, георгин, глобус, гвоздь и пр.
Гномик располагается на видном месте – у доски. Дети садятся за парты.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, давайте давайте порадуем Гномика – расскажем для него стихотворения.
Подготовленные дети читают стихотворения о букве «Г»
Говорю я вам, друзья,
Без буквы Г никак нельзя,
Гвоздик, Галочка, грибок,
Знать буквы надо на зубок!
Буквы составляют слог,
Чтобы ты, читать их смог,
Мы похожую на ногу,
Позовем Г на подмогу.
Гусь гогочет, га-га-га,
Где же гости господа,
Я гостей сегодня ждал,
Букву Г я к нам позвал! (показывает букву «Г» на листе бумаги)
Буква располагается на доске
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с буквой «Г»
и звуками, которые она обозначает [ Г, Г '].
Скажите мне, чем отличаются звуки и буквы?
Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Воспитатель: Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.
Глаз, Гном, Губы, Гром
Дети: Звук [ Г]
Воспитатель: Какой это звук: согласный и гласный? Объясните, почему вы так считаете.
Дети: согласный, потому-что его нельзя пропеть.
Воспитатель: Звук согласный. Что вы можете ещё сказать об этом звуке?
Дети: он твёрдый
Воспитатель: Есть ли у этого звука «мягкая» пара? Назовите её.
Дети: есть. [ Г ']
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что согласные звуки бывают звонкими и глухими. Как мы это определяем?
Дети: Необходимо поднести руку к горлу, когда произносим букву. Если вибрация есть, то звук звонкий, если нет – то глухой.
Воспитатель: А наш звук [Г] звонкий или глухой?
Дети: звонкий
Игра «Определи место в слове»
Воспитатель: Гномик предлагает вам задание: на доске находятся изображения предметов. Детям необходимо назвать предмет, определить наличие в его названии звука [ Г, Г '], его места в слове.
Груша, вагон, утюг, радуга, глаза, флаг и др.
Дети выполняют задания в таблицах на местах, один ребенок - у доски с воспитателем. По завершению работы дети сравнивают свои результаты с доской.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием. Наш гость говорит, что вы – большие молодцы.
Физ. Минутка
Воспитатель: Гномик заметил, что вы немного устали и предлагает вам немного размяться. Для этого необходимо встать со своих мест, выйти из-за стола и выполнить несложные движения.
А сейчас все по-порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись-
Через левое плечо,
Через правое ещё,
Дружно все присели,
Пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Игра «Буквы разбежались»
Воспитатель: Ребята, наш гость хочет проверить вашу смышлёность и предлагает отгадать загадки. Кто первый отгадает, тот составит на доске из разбросанных букв слово-отгадку.
Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
ну, конечно, это (гном)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл. (гриб)
Составь предложение с заданными словами
Воспитатель: Гномик увидел, как отлично вы можете отгадывать загадки. Но он хочет посмотреть как вы умеете составлять предложения. На доске расположены картинки с изобажениями: грпб, глаза, гном, горох. Вы можете использовать только одно слово или несколько и составить с ним предложение.
Дети: У гнома большие глаза. и пр.
Звуко-буквенный анализ слов (работа парами)
Воспитатель: Ребята, у вас на столах находятся карточки с изображением предмета и пустая звуко-буквенный схема к их названиям. Ваша задача, объединившись парами, разобрать слово по звукам и буквам и заполнить схему подходящими символами: синий квадрат – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный, красный – гласный звук.
По завершению работ над заданиями детям раздаются схемы с правильными ответами для самоконтроля.
Воспитатель: Кто совершил ошибку, исправьте ее.
Знакомство с буквой «Г»
Воспитатель: Ребята, напомните, о каких звуках мы сегодня говорим?
Дети: [ Г, Г ']
Воспитатель: Звуки [ Г, Г ']обозначаются буквой «Г». Рассмотрите букву на доске.
«Г» узнаешь без труда,
Очень горбится она.
Попробуйте напитать букву пальцем в воздухе, сложить из счётных палочек.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Ребята, Гномик знает, что перед письменной работой необходимо размять кисти рук и предлагает вам сделать пальчиковую гимнастику.
Правая и левая строят города. ставить кулачки друг на друга
Правая и левая водят поезда. показать руками движения колёс поезд
Правая и левая могут шить и штопать, имитация шитья иголкой
Правая и левая могут громко хлопать. хлопки
За окошком ходит ночь.
Руки так устали:
Правая и левая спит на одеяле. положить ладошки одну на другую
Графический диктант
вверх 10 клеток вверх 5 клеток
вправо 6 клеток вправо 3 клетки
вниз 2 клетки вниз 1 клетку
влево 4 клетки влево 2 клетки
вниз 8 клеток вниз 4 клетки
влево 2 клетки влево 1 клетку
Воспитатель: Ребята, покажите Гномику, что у вас получилось.
Дети: буквы Г большая и г маленькая
3. Заключительная часть (рефлексия)Воспитатель: Мудрый Гном спешит к себе домой. И наше занятие подходит к концу.
Но Гном хотел бы уточнить:
- О каких звуках мы говорили?
- Что вы о них узнали?
- Какой буквой обозначены звуки [ Г, Г ']?
- Какое задание понравилось больше других?
- Какие задания для вас были сложными?
Гномику очень понравилось, как вы справлялись с его заданиями. За это он вам приготовил сюрприз – раскраски.