марина убогова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б»
▼ Скачать +Заказ
Цели:
• Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков : [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении.
• Создавать условия для развития умения проводить звуко-слоговой анализ слов, обозначать звуки фишками, давать им качественную характеристику.
• Создавать условия для знакомства с буквой Б : ее графическим изображением и тем, что она обозначает звуки : [б], [б’].
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [б], [б’] и буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Создавать условия для развития зрительного и слухового внимания (восстановление графического образа букв; воспроизведение слоговых рядов, мелкой моторики (выкладывание буквы Б палочками и косточками, памяти, мышления.
• Создавать условия для воспитания навыков сотрудничества, самоорганизации и контроля.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация: развивать грамматическую сторону речи : навыки согласования существительных с числительными; умения речевого этикета: строить связные высказывания - поздравления.
Социализация: воспитание эмоциональной отзывчивости, желания разделить радость, внести личный вклад в достижение коллективной цели.
Здоровье: создавать условия для коррекции нарушений зрения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Картинки с изображением разных профессий (фокусник, фигурист и т. д.); фишки синего и зелёного цветов; касса букв в словах, указка.
Раздаточный материал: Кассы букв; индивидуальные картинки; фишки.
Ход НОД
Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела письмо. Хотите узнать, что в нем? «Здравствуйте, ребята! Пишут вам веселые гномы Бим и Бом! Мы братья-близнецы и сегодня у нас День рождения! Мы приготовили угощение и приглашаем вас в гости! Приезжайте, пожалуйста, мы очень ждем»!
Ребята, хотите отправиться в гости к Гномам.
Но как же пойдем на День рождения, ведь у нас чего-то не хватает! Чего же? (подарка). Что можно подарить Гномам? (ответы детей). Какой праздник скоро будем отмечать? Я думаю Гномы тоже готовятся к Новому году и будут наряжать елку. Предлагаю подарить бусы для елки, согласны?
У вас на столах лежат бусины, но не простые, на них написаны буква, но не до конца. Допишем буквы и сложим бусины в коробочку, а Гному соберут их на нить так, как им это захочется самим! (дети дописываю буквы). Проверьте друг у друга. Все верно? Теперь сложите бусы в коробочку.
Ну что, теперь мы готовы отправиться в гости? Но вот беда, они забыли написать адрес на конверте, куда нам ехать? Кто знает, где живут гномы? (ответы детей). Нам нужно отправляться в лес. Лес далеко или близко? На чем же туда доехать? (ответы детей). Предлагаю поехать на санях!
Работа со зрительной таблицей.
Мы на сани сели,
быстро полетели!
Увезут нас сани
в чащу леса сами!
Вот мы и в лесу. А куда идти дальше – не понятно. Ребята, посмотрите, кто это сидит на ветке? (ответы детей)
- это Мудрая сова. она говорит, что подскажет дорогу, если мы сможем ответить на ее вопросы! Готовы отвечать на вопросы совы? Тогда слушайте внимательно:
1. Вспомните, какие бывают звуки? (гласные и согласные)
2. А какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
3. Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (синими)
4. Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (красными)
5. А какими мягкие согласные? (зелеными)
А вот и первая подсказка Мудрой совы. Гномы живут в разных домиках, но один в домике с зеленой крышей, а другой – с синей. Догадайтесь, кто где живет? (ответы и объяснения детей). (Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, поэтому звук Б согласный; твердый, звонкий, обозначается синим цветом). А звук Бь : согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом
Правильно, Бом живет в домике с синей крышей, а Бим - с зеленой.
Итак, мы теперь знаем, что нужно искать домики с зеленой и синей крышей.
Сова говорит, что нужно идти прямо через болото. Выходите скорее. Как же нам перебраться? (предположения детей). Кто это? Водяной! Посмотрите, какой он грустный…
Я водяной, я водяной, никто не водится со мной!
Как вы думаете, Водяной сможет нам помочь? Как его уговорить? (ответы детей) Может нам развеселить Водяного?
Водяной просит, чтобы мы спели с ним веселые песенки! Хотите? Тогда вставайте в круг и повторяйте!
Водяной играет на трубе: би-ба-бо;
би-ба-бо;
На балалайке: ба-бо-бу; ба-бо-бу!
На барабане: бу-бы-бу; бу-бы-бу!
Переходим через болото по кочкам за Водяным! (дети идут по следочкам)
Что-то и здесь не видать домиков Гномов.
Посмотрите, здесь нас снова встречают лесные жители.
Кто это? (бобер и белка). Эти животные всегда были такими дружными, а сегодня поссорились. Играли с картинками и перепутали их. Теперь не могут поделить. Смотрите ка, ребята, во всех картинках есть звуки Б и БЬ. Как вы думаете, чьи картинки с твердым звуком Б (бобра, и с мягким БЬ? – белки. Сможем ли мы помочь зверятам? Как?
Игра «Раздели картинки» (батон, баран, кабан, арбуз, забор, береза, бегемот, бинт, бинокль).
Оказывается, эти картинки зверюшки тоже хотели подарить Биму и Бому! Они рады, что вы помогли им и теперь отведут нас в гости к Гномам. Идем дальше!
Вот и домики гномов! Как же нам зайти? (ответы детей)
Белочка нам подсказывает, для того, чтобы попасть в домики, нужно правильно выложить фишками имена Гномов.
Присаживайтесь за столы.
Звуковой анализ слов БОМ и БИМ.
А вот и наши гномы. Они очень рады, что вы пришли в гости! Они уже стали совсем большими и сегодня выучили букву, с которой пишутся их имена. Какой первый звук в имени Бом? (Б, а в имени Бим? (бь). Звуки Б иБЬ обозначаются буквой Б.
На что похожа буква Б?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Нарисуйте ее в воздухе. Выложите из палочек и косточек. Какую букву вы выложили? Поставьте букву Б вместо первых фишек. Прочитайте, что получилось.
Бим и Бом приготовили всем угощение: баранки, бублики, батоны, бананы, булки, яблоки, арбузы! Какой звук слышится во всех словах? Выбирайте угощение!
Ребята, давайте посчитаем количество слогов в тех словах, которые вы выбрали. Что у тебя Дима? (булка). Сколько слогов в этом слове (2). (Так с каждым ребенком).
Поиграем с Гномами в игру «Один-пять».
Бим съел один бублик, а ты, Миша?. (а я съел пять бубликов)
Бом съел одну баранку, а ты?.
(упражнение проводится с каждым ребенком).
Ребята, мы кажется что-то забыли? (подарить подарок). Как нужно дарить подарки? (говорить поздравление). Попробуй, Ваня, Ира….
Гномам очень понравился ваш подарок, ну а нам пора возвращаться в детский сад! До-свиданья, гномы! Садимся на сани.
Веселый получился день рождения! Вам понравилось, ребята? Что больше всего понравилось? Какие затруднения вы испытывали? Попробуйте оценить свои чувства. Если вам все понравилось и у вас все получалось, нарисуйте красную баранку, если вы испытывали трудности – желтую, если ничего не понравилось и у вас ничего не получилось – синюю.