Наталья Милько
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква З. Путешествие в зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи :
1. Учить правильно произносить звук «З»; анализировать прямые и обратные слоги; понимать значение предлогов.
2. Развивать слуховое внимание, память, воображение, речь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: зонт, телефон, заяц, 2 куклы, звуковые замки, зеркала, конверты для игры «Четвертый лишний», конверты с загадками, кассета «Голоса птиц, шум леса», тетради, карандаши, картинки (заяц, змея, зубр, коза, карточки букв.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят вокруг стола логопеда.
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- Ребята, мы сегодня с вами пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выходим.
(Звоню и имитирую диалог. В конце диалога огорчаюсь и заканчиваю разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь»)
- Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам- клеткам. Все звери оставили нам письма. А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.
Загадки: 1. Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоги,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (зайка)
2. Рогатая, а не олень
Дает молоко, а не корова. (коза)
3. Пестрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь
По земле ползет … (змея)
По ходу отгадывания загадок, выставляю на доску картинки.
- Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, змея, зубр)
Интонационно выделяю в словах звук «З».
- Ребята, а кто у вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук «З» пришел сегодня к нам на занятие.
2. Основная часть.
Знакомство со звуком «З».
- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите побывать там? (тихая музыка «Шум леса, пение птиц» логопед с детьми садится на ковер).
- Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но и еще кто-то. Послушайте: з-з-з-з. Кто это звенит? (комарик)
Логопед держит в руках картинку с изображением комара.
- Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?
Подхожу к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук «З».
- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем. И сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Для этого мне нужно 5 ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу.
- Ребята, теперь вы не просто дети, а дети-звуки. Мадина, каким звуком ты будешь? И т. д. А Саша будет новым звуком. Каким? (Показываю букву З).
- Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй? Образуются слоги: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.
- Отгадайте загадку: От дождя спасает, а сам намокает. Хотя намокает, но не промокает. (зонт)
- А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗО, ЗУ, ЗА, ЗЫ)
Произносят слоговой ряд:
ЗНА-ЗННО-ЗНУ-ЗНЫ
ЗНО-ЗНУ-ЗНЫ
ЗНУ-ЗНА-ЗНО
ЗНЫ-ЗНО-ЗНА и т. д.
- Теперь давайте вспомним с вами потешки со звуком З. И споем их для нашей козы.
Потешки: за-за-за, за-за-за – здесь стоит коза.
зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало сена у козы.
зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу.
за-за-за, за-за-за – уходи домой коза.
Повторяем потешки под музыку. (Пока дети пропивают потешки, логопед раскладывает по группе 6 конвертов)
- А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте. И я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете.
- Мадина, твой конверт лежит между столом и стулом
Дима твой – на столе
Карина, возьми конверт, который лежит под столом
Наташа, твой конверт лежит около стула
Вика твой – под стулом
Сережа, твой конверт – на стуле.
Игра «Четвертый лишний».
- Открыв конверт, вы должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным.
1) мяч, кукла, пирамидка, роза;
2) помидор, морковь, огурец, зонт;
3) кошка, собака, поросенок, звезда;
4) волк, лиса, белка, козы;
5) юла, машина, кубики, замок;
6) утка, курица, индюк, заяц.
Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.
- Назовите лишнюю картинку. Все дети выставляют свои «лишние» картинки на доску, предварительно называя их.
- Какой звук повторяется во всех этих словах?
3. Физминутка.
- Сейчас вместе с зайчиком сделаем зарядку.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки потянись!
Лапки ставим на бочек,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки. В. Волина.
4. Знакомство с буквой З.
- Посмотрите, на что похожа буква З. (на цифру 3).
На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3. С. Маршак
- Давайте произнесем звук З и узнаем, согласный это звук или гласный? Почему? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
В замке какого цвета живет твердый согласный звук? (синего)
- Сейчас откройте тетради и обведите контур буквы синей ручкой, и заштрихуйте по образцу.
- Пишем строчку буквы З. Следим за тем как сидим.
Договаривание предложений.
- К нам в гости пришли две куклы: большая – Зоя, маленькая – Зоинька. У Зои – голова, у Зоиньки – головка; рука – ручка; ноги – ножки; тело – тельце; нос – носик.
5. Итог занятия.
- Ребята, сегодня у нас в гостях какой был звук?
- Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий).
- Назовите слова со звуком З.
- На память о нашем путешествии каждому из вас зайка приготовил сюрприз – закладки.