Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ш]. Буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : познакомить детей с буквой Ш, учить узна-
вать ее зрительно, читать с ней слоги и слова;
закреплять умение делить слова на слоги,
выполнять звуковой анализ слова; формиро-
вать навыки правильного слогового чтения;
развивать устную речь детей.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые
карандаши, разрезные азбуки, ножницы,
клей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Пополнение словаря по теме «Одежда». Знакомство со
звуком [ш] (упражнение 1, с» 54).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [ш], Буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Педагог: Рассмотрите картинки (шуба, шапка, шарф,
шорты, шлепанцы, шляпа). Какие картинки лишние и по-
чему? (Лишние — шапка, шляпа, шлепанцы. Шапка и шля-
па — это головные уборы, шлепанцы — это обувь. Осталь-
ные картинки — одежда.) Назови первый звук в предметах
одежды. (Звук [ш].)
2. Знакомство с буквой Ш (упражнение 2, с. 54).
Прочитать детям информацию о следах, которые оставил
звуковичок [щ]. Записать буквы Ш, ш на доске.
3. Работа с Городом букв, буквой Ш.
Педагог: Ш — это согласная буква. Она живет в двухэтаж-
ном домр на Парной улице. Буква Ш тоже живет со стороны
Твердой набережной в квартире на первом этаже. Буква Ш
обозначает только твердый согласный звук и дружит с бук-
вой Ж. Эти согласные буквы парные.
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Ш в
свой домик (упражнение 3, с. 54).
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 83
4. Письменное задание (упражнение 4, с. 54).
Педагог: Научитесь цисать печатные буквы Ш, ш по кле-
точкам.
5. Чтение слогов и слов (упражнение 5, с. 54).
Педагог: Прочитайте слоги и слова.
ша ж& аш АЖ Иш иж
шо жо 3 (ш уж ыш ыж
шу жу ош ож еш еж
наш шар кошка школа
ваш жар мышка шляпа
Педагог: Сравните по звучанию звуки [ж] и [ш]. Чем
они отличаются друг от друга? (Звук [ж] Звучит звонко, а
[ш] — глухо.)
II. Закрепление изученного материала
1. Развитие навыка слогового анализа
(упражнение 6, с. 55).
Педагог: Прочитайте слова. (Ушки, мешок, шоколад,
швея.) Разделите их на слоги.
Деление на слоги может быть проверочной работой с оценкой
знаний детей. Поэтому детям необходимо выполнить задание
самостоятельно, без помощи педагога.
3. Развитие смысловой стороны речи (упражнение 7, с. 55).
Педагог: Выберите и подчеркните правильный вариант
слова. Справиться с заданием вам помогут картинки,
гурша шокла
шурга кошла
груша школа
4. Развитие мышления (упражнение 8, с. 55).
Педагог: Прочитайте загадки. Соедините каждую загад-
ку с картинкой-отгадкой.
84 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
Ост-ры-е уш-ки,
На лап-ках по-душ-ки.
Хвост с у-зо-ра-ми,
Са-по-ги со шпо-ра-ми.
Если кто-то из детей не может выполнить задание, педагог не
должен сразу давать готовый ответ. Необходимо дополнить за-
гадку другими подробностями, чтобы ребенок смог сам найти
ответ.
5. Работа на уровне слова (перестановка и замена букв).
Прочитайте слова (упражнение 9, с. 55). (Мышка, марш.)
Перенесите буквы в клеточки так, как показывают стрелки.
Прочитайте получившиеся новые слова. (Камыш, шрам.)
6. Развитие связной речи (упражнения 10,11, с. 56).
Педагог: Прочитайте текст.
На гор-ке.
Нас-ту-пи-ла зи-ма. Вы-пал снег. Де-ти на-де-ли шу-бы,
шап-ки и шар-фы. Ми-ша взял сан-ки. И Са-ша взял сан-ки.
Ре-бя-тиш-ки е-дут с го-ры. Им ве-се-ло.
Педагог: Ответьте на вопросы.
— Какое время года наступило?
— Как одеты дети?
— Как зовут мальчиков?
— На чем катались мальчики?
— Почему детям было весело?
Выполните звуковой анализ слова ребятишки.
Педагог: Прочитайте текст.
1 R
Сто-ит те-рем — те-ре-мок. шхцтгг: ж
п
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 85
Он ни ни-зок, ни вы-сок.
В нем мыш-ка — но-руш-ка,
Ля-гуш-ка — ква-куш-ка,
Пе-тя — пе-ту-шок.
Ко-го за-бы-ли?
Педагог: Из какой сказки этот фрагмент? (Из сказки «Те-
ремок».) Какие еще герои были в этой сказке? Какую рабо-
ту выполнял каждый герой? Хорошо ли им жилось вместе?
Почему?
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 56) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.