Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : познакомить детей с буквой Ц, научить чи-
тать слова с данной буквой; формировать на-
выки орфоэпически правильного, вырази-
тельного и осознанного чтения; продолжить
работу над развитием связной, литературной
речи; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: альбом, простые, красные и синие каранда-
ши, разрезные азбуки, ножницы, клей (на
каждого ребенка).
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Развитие связной речи. Знакомство со звуком [ц]
(упражнение 1, с. 61).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [ц], Буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Педагог: Послушайте стихотворение Т. Крюковой. Рас-
скажите, о чем в нем идет речь.
Цапля царственной походкой
По трясине ходит топкой.
А лягушки все вприскочку
Забиваются под кочку.
Знают, что она за птица:
Больно цапать мастерица.
Педагог: С какого звука начинается слово цапля? (Со зву-
ка [ц].) Звук [ц] всегда твердый. С каким бы гласным он не
дружил, мягким никогда не станет.
2. Определение места звука [ц] в словах
(упражнение 2, с. 61).
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Заяц, птица,
птенец, цапля.) Определите место звука [ц] в этих словах.
Назовите несколько слов со звуком [ц] в середине слова.
92 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
3. Знакомство с буквой Ц (упражнение 3, с. 61).
Прочитать детям информацию о следах, которые оставил
звуковичок [ц]. Записать буквы Ц, ц на доске. Напомнить,
что эта буква обозначает только твердый согласный звук [ц].
4. Работа с Городом букв, буквой Ц.
Педагог: Ц — это согласная буква. Она живет одна в доме
на Твердой набережной в квартире на чердаке. Буква Ц
обозначает всегда твердый согласный звук. У нее нет пары.
Эта буква непарная.
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Ц в свой
домик (упражнение 4, с. 61).
5. Письменное задание (упражнение 5, с. 61).
Педагог: Научитесь писать печатные буквы Ц, ц по кле-
точкам.
6. Чтение слогов и слов (упражнение 6, с. 61).
Педагог: Прочитайте слоги и слова.
ца цо цу це ци цы
ца — цап-ля це — це-пи
цы — цы-ган ци — цирк
ли-си-ца во-ди-ца пе-вец у-да-лец
си-ни-ца сест-ри-ца пло-вец мо-ло-дец
ку-ни-ца о-ко-ли-ца пте-нец куз-нец
Педагог следит за тем, чтобы дети читали слоги и слова верно, а
звук[ц] произносили твердо.
II. Закрепление изученного материала
1. Развитие связной речи. Развитие навыков звукового
анализа. Составление схемы предложения
(упражнение 7, с. 62).
Педагог: Прочитайте текст.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 93
В зо-о-пар-ке.
В суб-бо-ту со стар шим бра-том О-ле-гом мы хо-ди-ли в
зо-о-парк. Там мы ви-де-ли мно го птиц. В цент-ре о-зе-ра,
под няв од-ну но гу, сто я ли ро-зо-вы-е фла-мин-го. Гор-до
рас-ха-жи-ва-ли цап-ли. Кра-си-вы-е пти-цы!
В детс-ком у-гол-ке мы, ви-де-ли ли-си-цу с ли-ся-та-ми и
тиг-ри-цу с тиг-ря-та-ми. Ма-лы-ши иг-ра-ли на сол-ныш-ке.
Ма-мы зор-ко сле-ди-ли за сво-и-ми де-те-ны-ша-ми.
По-том мы ис-ка-ли вол-ка и вол-чи-цу. О-лег рас-ска-зал
мне о вол-ках. О ни жи-вут na-pa-ми и ни-кбг-да не бро-са-ют
друг дру га. Неж но за-бо-тят-ся о сво их ма-лы-шах.
Хо-ро-шо бы-ло в зо-о-пар-ке.
Педагог: Перескажите текст по абзацам.
Для этого педагогу необходимо определить темы абзацев: «О
птицах», «О детском уголке», «О волках».
Педагог: Прочитайте вопросы после текста. Ответьте на
них.
за ка ма ка хозя ка
А в цир-ке?
Рас-ска-жи, бы-вал ли ты в цир-ке?
Ко го ви-дел? Как о-ни вы-сту-па-ли?
Педагог: Выполните звуковой анализ слова цирк.
Педагогу нужно проследить за тем, чтобы дети подчеркивали
звук [ц] синим карандашом.
Педагог: Нарисуйте схему предложения: Хорошо было в
зоопарке.
Детям необходимо отметить предлог на схеме предложения.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 62) и проверяет, на-
94 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
сколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.