Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ]. Согласная буква Щ. Сочетания Ща, щу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : познакомить детей с буквой Щ, сочетания-
ми ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с
данной буквой и сочетаниями; формировать
навыки орфоэпически правильного чтения;
учить пользоваться правилом правописания
сочетаний ЩА, ЩУ при письме; развивать
фонематический слух, внимание.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые
карандаши, разрезные азбуки, ножницы,
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [щ], Согласная буква Щ, Сочетания Ща, щу“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 101
клей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Развитие логического мышления. Знакомство
со звуком [щ] (упражнение 1, с. 68).
Педагог: Послушайте и отгадайте загадку.
Белый хвост, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок под кровать —
И не хочет отдавать. (Н. Пику лева)
Педагог: Назовите первый звук в слове щенок. Определи-
те место звука [щ] в словах товарищ, площадь.
2. Знакомство с буквой Щ (упражнение 2, с. 68).
Прочитать детям информацию о следах, которые оставил
звуковичок [щ]. Записать буквы Щ, щ на доске. Сказать, что
эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук [щ].
3. Работа с Городом букв, буквой Щ.
Педагог: Щ — это согласная буква. Эта буква живет в до-
мике на озере Мягком. Буква Щ обозначает всегда мягкий
согласный звук [щ].
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Щ в
свой домик (упражнение 3, с. 68).
4. Письменное задание (упражнение 4, с. 68).
Педагог: Научитесь писать печатные буквы Щ, щ по кле-
точкам.
5. Знакомство с правилом правописания сочетаний ЩА,
ЩУ (упражнение 5, с. 68).
Педагог: Рассмотрите картинку. Звуковичок [щ] выбрал
102 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
себе подружек. С кем не стал дружить звуковичок? Чтобы
проверить, ваш вывод, прочитайте текст.
Бук-ва Щ дру-жит с глас-ны-ми А, У.
Не дру-жит с глас-ны-ми Я, Ю.
ч а щ (3 щ(^)ка площадка чищ(^)
тащ(3 рощ О пощфда пищф
Педагог: Читать слоги и слова с буквой Щ надо очень вни-
мательно, чтобы буква на нас не обиделась. Даже если она
дружит с гласными А,-У, читать надо мягко.
6. Чтение слогов (упражнение 6, с. 68).
Педагог: Прочитайте слоги. .
ча чу. че чи
ща щу ще щи
Педагог: Как нужно читать букву Щ в каждом из слогов?
(Мягко.)
II. Закрепление изученного материала
1. Чтение словосочетаний. Закрепление знаний
о правописании сочетания ЩА (упражнение 7, с. 69).
Педагог: Прочитайте словосочетания.
я на-ве-ща-ю мы на-ве-ща-ем
я про-ща-ю мы про-ща-ем
я о-бе-ща-ю мы о-бе-ща-ем
Педагог: Подчеркните сочетание 1ЦА. (Гласную А под-
черкивать красным, согласную Щ — зеленым.) Запомните:
ЩА пишется с гласной А.
2. Чтение стихотворения. Закрепление знаний
о правописании сочетания ЩУ (упражнение 8, с. 69).'
Педагог: Прочитайте стихотворение.
— Щу-ку я та-щу, та щу,
Бу-дет нам о-бед.
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 103
Всех зве-рей я у-го-щу, —
Хвас-тал ста-рый дед.
Педагог: Подчеркните сочетание ЩУ. (Гласную У под-
черкивать красным, согласную Щ — зеленым.) Запомните:
ЩУ пишется с гласной У.
3. Закрепление знаний о правописании сочетаний
ЩА, ЩУ (упражнение 9, с. 69).
Педагог: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные бук-
вы А или Я; У или Ю.
Дети могут смотреть на картинку-подсказку (упражнение 5,
с. 68). Педагог комментирует выполняемые действия, повторяя
правило: ЩА пишу с гласной А, Щ У пишу с гласной У.
лыжи ЕЕ®Ц]® 0®0 шетка
груши 0 ® 0 ® 0® 0 ® чудо
чай 0 ® 0 [ 7 ] 0 ® Ш 0 (5) цирк
5. Закрепление навыка звукового анализа
(упражнение 10, с. 69).
Педагог: Прочитайте слова. (Щенок, товарищ.) Нарисуй-
те их звуковые схемы.
Педагог следит за тем, чтобы дети, рисуя звуковые схемы, обоз-
начали звук Щ зеленым карандашом.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 69) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-
тия.