Марина Горина
Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
Программное содержание:
• продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
• закреплять знания о словоразличительной роли звука
• продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Демонстрационный материал: картинка –схема слова «паук», красные, синие и зелёные фишки, указка, домики с картинками словами (2-х, 3-х, 1 слоговыми, фишки-игрушки, мяч.
Раздаточный материал: полоски-схемы 4-х звукового слова, указки, фишки 3-х цветов (по три штуки красного, зеленого, синего цвета).
Ход занятия:
Слайд 1. Ребята, посмотрите, нам пришло в группу письмо…Интересно, что там? Давайте вскроем конверт и прочитаем. (открывают конверт).
Слайд 2 А здесь, ребята, загадка. Давайте попробуем её отгадать.
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался …. (звук)
Ребята, а какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)
А какие согласные звуки вы знаете? (твердые и мягкие).
Молодцы! А вот мы сейчас проверим, какие вы внимательные, я буду называть звуки, а вы будете мне показывать фишку соответствующего цвета.
Игра «Будь внимательным». Воспитатель называет гласные, твердые и мягкие звуки, а дети поднимают на каждый названный звук фишку соответствующего цвета. (красную, синюю, зеленую).
А вы хотите побывать в городе Звукоград, где живут звуки? Я предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию в этот замечательный город. Вы согласны (да)
Слайд 3 Я предлагаю отправиться в путь, а полетим мы с вами на ковре-самолете.
Слайд 4 Воспитатель: Чтобы в Звукоград попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть.
Обо всем на миг забыть. (дети садятся на ковер)
Ну…полетели….(звучит музыка)
Слайд 5 Вот, наконец, мы и прилетели! Посмотрите, какой чудесный город Звукоград! И Звуковичок нас уже встречает.
Слайд 6 Посмотрите, ребята, а ворота в город закрыты на замок. Как же мы туда попадём?
Слайд 7 Посмотрите, Звуковичок, держит ключ от замка, но отдаст он нам его в том случае, если мы верно выполним задание.
Игра «Найди домик»
В разных местах группы устанавливаются три плоскостных домика, на них цифры 1, 2, 3. Каждый ребенок получает предметную картинку ….).
Дети определяют количество слогов в названии картинки и направляются в соответствующему домику (после команды: «Найди свой домик»).Затем проверяется выполнения задания.
Слайд 8 Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Поэтому мы получаем ключ от замка.
Слайд 9 Давайте попробуем открыть замок.
Слайд 10 Вот мы с вами и в городе Звукоград.
Слайд 11 Сейчас мы с вами находимся на площади «Братцев»
А вы знаете, кто такие братцы?
Дети: это звуки
Воспитатель: А какие это звуки?
Дети: твердые и мягкие согласные звуки.
Воспитатель: правильно!
Слайд 12 А сейчас звуковички предлагают вам сыграть в игру «Назови братца»
Вы становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и называть «большого братца» - твердый звук, а вы, поймав мяч называете «маленького братца» - мягкий согласный звук и возвращаете мяч назад.
Воспитатель называет звуки (б, в, г, д, ш, з, м, л, п, ч и др.).Дети называют маленьких братцев, и что у звуков Ш, Ж, Ч – братцев нет.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Всех братцев назвали.
Слайд 13 А сейчас мы с вами перейдем на улицу гласных звуков.
Ребята, Звуковички снова хотят с нами поиграть. Вы согласны?
Слайд 14 Упражнение «Найди картинку, в которой первый звук гласный»
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Слайд 15 А сейчас мы с вами попали на аллею загадок. Здесь Звуковички приготовили для нас загадку.
Весь он чёрный и мохнатый,
Его лапы крючковаты.
Мастер ткать из нитки длинной
Свою сетку паутину!
Сети он плетёт без рук!
А зовут его (паук)
Слайд 16 Правильно, паук.
Ребята, а сколько звуков в слове паук?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Какой первый гласный звук?
Назовите первый слог.
Какой второй гласный?
Какой второй слог?
Сколько согласных звуков в слове?
Какой первый согласный?
Какой второй согласный?
Давайте сейчас сядем за столы и разберем звуковой анализ слова ПАУК, потом мы все вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание и сможем ли мы дальше продолжать свой путь?
Дети работают со своими схемами. Воспитатель проверяет, вызывает одного ребенка к доске. Ребенок проводит звуковой анализ слова на доске, а дети проверяют правильность выполнения задания у себя на полосках - схемах.
Упражнение «Убери заданные звуки»- дети по команде воспитателя убирают фишки со своих схем: А, П, У
Какой звук остался (К)
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
Слайд 17 А вы знаете, что Звуковики в этом городе любят не только играть, но и делать зарядку. Давайте сделаем зарядку вместе с ними.
Физминутка
Звуки встали на зарядку – разминаться по порядку!
Гласный А головку поднял
Посмотрел туда, сюда.
Покачал ей удивленно
А на месте ль голова?
Вышел Б – он очень важный
Потянулся, в позу встал
Плечи развернул отважно
И немного их размял.
К – любитель поклониться
Вправо, влево, вперед, назад.
И немного покрутиться
Он всегда зарядке рад!
О – веселый озорник
И скучать он не привык.
Скачет бодро по дорожке,
Поднимая выше ножки.
Е – спокойный, нешумливый
И шагает он красиво.
На носочках потянулся:
“Здравствуй, солнце, я проснулся!”
Ой, ребята, вы ничего не слышите? (кто-то зовет нас на помощь)
Слайд 18 Посмотрите, это же Звуковичок заблудился. Надо ему помочь найти дорогу в город. А для этого нам надо ответить какой же звук заблудился.
Воспитатель читает стихотворение, в котором «заблудился» звук.
На глазах у детворы
красят крысу маляры.
Какой здесь звук заблудился? (Ш)
Правильно, вместо слова крысу, надо читать крышу.
Слайд 19 Звуковичок благодарит нас. А нам пора отправляться в обратный путь.
Слайд 20 А чтобы в пути нам не было скучно, предлагаю сыграть в игру «Назови слово на заданный звук» - Вам нужно будет назвать как можно больше слов со звуком Ш. За каждое слово вам будет даваться фишка. В конце игры подсчитываем у кого больше фишек.
Слайд 21 Вот и закончилось наша экскурсия по Звукограду. Где мы с вами сегодня побывали? (дети называют)
Ребята! Мы еще не раз вернемся в Звукоград и откроем немало нового и интересного, а сейчас нам пора вернуться в детский сад, где мы сможем продолжать игры, с которыми познакомились в Звукограде.