Швыдкая Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в Звукоград
Цель: показать результат коррекционной работы логопеда МБДОУ, чему научились дети на логопедических занятиях, закрепить знания, умения, навыки по разделу программы «обучение элементам грамоты».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Путешествие в Звукоград“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять умение различать, характеризовать, правильно называть звуки речи. Учить определять и называть количество слогов в словах, развивать связную речь, отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Закреплять правильное произношение звуков речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, развивать логическое мышление, общую моторику, мелкую моторику, активизировать словарь антонимов, развитие психических процессов.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навык сотрудничества, воспитывать желание активно работать на занятии, интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные картинки, мяч, мольберт, подарки для детей, конверты, корзинка, цветы, звуковые домики, посылка, указка.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, игры на развитие психических процессов, пальчиковые игры, игры на развитие фонематического восприятия, автоматизация поставленных звуков в связной речи (чистоговорки).
Ход занятия.
Логопед: Дорогие гости. Сегодня у нас праздник. Ребята в течение года обучались красивой и грамотной речи. И теперь они покажут вам, чему научились.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку, присаживаются на стулья.
Логопед: Ребята. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку.
Дети: Доброе утро!
Дети: Доброе утро!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Праздник начинается. Ребята! Мы сегодня с вами отправимся в небольшое путешествие в Звукоград. Закройте глаза и представьте, что вас закружил легкий весенний ветерок. (звучит музыка.)
Ребята! Открывайте глаза. Посмотрите мы с вами в Звукограде.
Много звуков есть на свете
Шелест листьев, плеск волны.
Но бывают звуки речи
Мы их тоже знать должны.
А это площадь, на которой живут гласные звуки. Вы заметили в какой цвет покрашены крыши домов?
1ребенок: крыши домов покрашены в красный цвет.
Логопед: молодец, правильно. Как вы думаете, почему крыши покрашены в красный цвет?
2 ребенок: потому что гласные звуки обозначаются красным цветом.
Логопед: Умница! Гласные звуки состоят из голоса, мы их поем.
Давайте вспомним гласные звуки и пропоем.
Дети: А,О,У,И,Е,Ы.
Логопед: гласные звуки очень любят играть в разные игры. Нам они приготовили одну игру. (Логопед берет конверт. В конверте предметные картинки.)
Игра «Выдели звук»
Логопед: у меня картинки. Нужно выделить звук, стоящий в начале слова.
Полина, какой звук ты слышишь в начале слова в слове арбуз?
Ребенок: звук А.
Логопед: правильно. Какой это звук?
Ребенок: звук А-гласный звук.
Предметные картинки: арбуз, облако, игла, удочка, утка, апельсин, окно, индюк.
Игра «Дружба»
Логопед : я буду задавать вопросы, вы ребята внимательно слушайте и отвечайте. При ответе поднимаем руку, не выкрикиваем с места, не перебиваем друг друга.
-Стол «дружит» с кроваткой или с тетрадкой? (Ответы детей)
-Стол «дружит» с креслом или тестом? (Ответы детей.)
-Шкаф «дружит» с полкой или с иголкой? (Ответы детей.)
-Кастрюля «дружит» с мышкой или с крышкой? (Ответы детей.)
-Рыбак «дружит» с рыбкой или с улыбкой? (Ответы детей.)
-Рыбак «дружит» с удочкой или уточкой? (Ответы детей.)
- Футболист «дружит» с мячом или ключом? (Ответы детей.)
Логопед: молодцы! Вы активно играли. А теперь давайте встанем в круг и немного отдохнем. В Звукограде есть улица Ритмичная. Я приглашаю вас на эту улицу.
Развитие общей моторики.
Дети выполняют движения по тексту и проговаривают слова.
Умеют все ребятки с носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться, присесть и разогнуться.
Для здоровья, для порядка, дружно делаем зарядку.
Головою два кивка, и в ладоши два хлопка.
Вот мы к люстре потянулись,
Вот присели, разогнулись,
Вправо, влево наклонились
И на месте покружились.
На носок, потом на пятку-вот и сделали зарядку.
Логопед: ребята! Отдохнули? Присаживайтесь на стулья. Продолжаем путешествовать по Звукограду. Посмотрите, мы с вами попали на площадь, где крыши домов покрашены в синий цвет? Как вы думаете, какие звуки здесь живут?
1 ребенок: здесь живут согласные звуки.
Логопед: молодец! Правильно. Мы можем пропеть согласные звуки?
2ребенок: нет, согласные звуки не поются.
3ребенок: при произнесении согласных звуков воздух встречает преграды.
Логопед: какие преграды встречает воздух?
4ребенок: это зубы, язык, губы.
Логопед: молодец! Ребята! Согласные звуковички тоже приготовили игру.
Игра «Поймай звук Ш».
Логопед приглашает детей в круг.
Логопед: поймайте звук Ш,если он есть в данном слове. Я буду произносить слова, а вы, когда услышите звук ш, должны хлопнуть в ладоши, «поймать» звук.
Слова: шапка, шишка, стол, машина, шум, лист, мышка, диван.
Логопед: какие вы молодцы! Присаживайтесь на стулья.
Ребята! Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек
Жук-жучок и стрекоза
Как фонарики глаза.
Пожжужжали, полетали
От усталости упали.
В Звукограде есть улица Четкая. На этой улице все звуки нужно произносить четко. Повторяйте за мной.
Са-са-са-на столе сидит оса.
Сы-сы-сы-у осы усы, усы.
За-за-за-капусту ест коза.
Цы-цы-цы-бегут по мне птенцы.
Ца-ца-ца-дам я им пшенца.
Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Ши-ши-ши-на столе карандаши.
Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу- я на дереве сижу.
Чу-чу-чу-я на поезде качу.
Ла-ла-ла- прилетела к нам пчела.
Логопед: молодцы. Теперь мы все звуки будем говорить правильно.
Звуковички очень любят играть с мячом в разные игры. И нам предлагают игру с мячом.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: я буду бросать вам мяч и называть слово. Вы должны ответить наоборот. Возвращаете мяч, когда правильно назовете ответ. Вы поняли правила игры?
Дети: Да, мы поняли правила игры.
Логопед: высокий стол-…
1 ребенок: низкий стол.
Логопед: широкая дорога-…
2 ребенок: узкая дорога.
Логопед: большой мяч-…
3ребенок: маленький мяч.
Логопед: старый диван…
4ребенок: новый диван.
Логопед: много кубиков-…
5ребенок: мало кубиков.
Логопед: горький лук-…
6 ребенок: сладкая конфета.
Логопед: чистый пол-…
7 ребенок: грязный пол.
Логопед: горячий чай-…
8 ребенок: холодный снег.
Логопед: умницы! Какие вы сообразительные.
Ой, куда же покатился мяч? Ребята. Наш мяч прикатился на еще одну улицу в Звукограде. Улица называется Красивая. На этой улице растет много цветов. Давайте поиграем еще в одну игру.
Игра «Раздели на слоги»
Логопед: ребята! Нам нужно поделить название цветов на слоги, и назвать количество слогов.
Разделили слово на слоги правильно-сорвали цветок и положили в корзинку.
Дети прохлопывают слова и называют количество слогов.
1ребенок: в слове мак-один слог.
2 ребенок: в слове ромашка-три слога.
3ребенок: в слове василек-три слога.
4 ребенок: в слове роза-два слога.
5 ребенок: в слове ландыш- два слога.
6 ребенок: в слове одуванчик- четыре слога.
7 ребенок: в слове пион- два слога.
Логопед: молодцы, ребята! Посмотрите, какой букет в корзинку мы собрали.
Итог занятия.
Логопед: наше путешествие по Звукограду закончилось. Вы были веселыми, внимательными, правильно отвечали, были активными.
Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза и пусть легкий весенний ветерок перенесет нас обратно в детский сад.
Логопед: открывайте глаза, ребята! Мы снова в нашем родном, любимом детском саду. Давайте вспомним в каком волшебном городе мы с вами побывали? В какие игры мы с вами играли? Какие улицы вы запомнили? Почему они так назывались?
Звуковички из волшебного города прислали посылку, в которой находится сюрприз.