Марина Карпешина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Програм. задачи:
Продолжать учить детей подбирать слова к схеме и составлять схемы по словам; разгадывать кроссворды. Закрепить умение детей чертить схемы предложений соблюдая знаки припенания ; составлять и рисовать монограммы. Продолжать учить читать по схемам.
Ход НОД.
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, вы хотели бы сегодня провести наше занятие в комнате тишины?
Давайте туда пройдём. Но, что же здесь такое происходит? Мне кажется, что кто-то спорит. Давайте послушаем. Проходите и тихонечко садитесь.
Основная часть
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в мир грамматики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Драмматизация «Спор гласных и согласных звуков»
- Конечно, мы важнее! – заявили гласные. - Без нас и рта раскрыть нельзя!
- Ну это мы ещё посмотрим, - дружно возразили, согласные. – Попробуйте-ка
произнести согласные звуки, чтобы хоть немного не приоткрыть рот! Ничего не получится.
- А без нас, гласных, не получится ни один слог.
- А без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажи без согласных слово «школа», «парта».
-О…а, а…а- смущённо протянули гласные и замолкли.
-Вот видите! А если мы скажем ш…к…л, то всякий поймёт, что это слово школа.
-Ну хорошо, - не сдавались гласные – А вы попробуйте сказать без гласных слова: «уши», «осы», «эхо»
- ш…., . с. ….х….- прохрипели согласные и тоже смутились.
- Вот видите! – Ничего без нас гласных не получается. Значит мы важнее!
- Нет, мы!
- Нет, мы!
Так и не смогли гласные и согласные переспорить друг друга.
Воспитатель:
-А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее (ответы детей)
- Правильно! Важны все звуки. Давайте мы пригласим наших гостейна занятие и попробуем доказать, что в речи все звуки очень важны.
- Скажите, из чего состоит наша речь? (из предложений) А предложения?
(из слов) Слова? (из звуков)
2. Физ. Минутка: «Весёлая зарядка»
3. Работа детей с карточками.
1-е задание: «Подбери схему к картинке»
Рисунки: корова, бык, коза Схемы.
О О О О О О О О О О О О
Рисунки : мак, астра,роза
Схемы:
О О О О О О О О О О О О
2-е задание: «Придумаем слово по схеме»
О О О О О О О
3-е задание: «Давайте вспомним слова о зиме со звуком «а» без звука «а"
А
А
Воспитатель : Ну что, гласные и согласные доказали мы вам, что все звуки в речи важны? (ответы)
4. Игровой момент (стук в дверь)
- Я дедушка Буквоед. Совсем старенький стал. Было у меня одно любимое занятие. Очень уж я любил разгадывать кроссворды. Да вот сейчас ничего не получается. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
5. Д/упр «Разгадай кроссворд»
А
А
А
А
А
Это старый наш знакомый
Он живёт на крыше дома
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеей, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото (аист)
Берега зелёные
Вода красная
Рыбки чёрные (арбуз)
Что за чудо синий дом
Ребятишек много в нём
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
Этот дом не деревяный
Не из камня этот дом.
Он прозрачный
Он стекляный
И жильцы в нём не простые,
Не простые, золотые,
Эти самые жильцы-
Знаменитые пловцы. (аквариум)
Если по букве, ребята,
Возьмёте у нарисованных птиц и зверей
Месяц хороший вы нам назовёте ….
Какой это месяц? Скажите скорей. (август)
Картинки (аист, ворона, гусь, утка, собака, тигр).
- Молодцы, ребята! Помогли мне старому Буквоеду. А чем вы ещё можете меня повеселить?
-Давай, дедушка вместе с нами поиграем в игру «Доскажи словечко»
6. Дид. игра: «Доскажи словечко»
Он и волк и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра- машинист.
Должен знать он очень много
Потому, что он (артист)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся.
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл (апрель)
Он большой как мяч футбольный
Если спелый- все довольны.
Так приятен он на вкус
И зовут его….(арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота
Он известен, знаменит
Это…. (Доктор Айболит)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином
На копытца дай резины
И тогда поднявши пыль
Побежит ….(автомобиль)
7. Дид. упр-я «Сочини сказку»
- А сейчас давайте все вместе сочиним сказку «Зайка»(по картинкам)
(ответы детей)
- Давайте с помощью схем запишем предложения: «В лесу жил заяц. На огороде росли овощи. Было много капусты, моркови….»
___ ___ ___.
___ ___ ___.
___ ___ ___.
Первое предложение запишу я. Почему первое слово я отметила ___
(ответы)
А теперь начертите схему предложения, которое составили вы. (работа детей и обьяснение, что они сделали)
Чтобы деду Буквоеду было понятно, где чей рассказ, нужно его подписать, т. е написать монограмму (первые буквы имени и фамилии)
- Молодцы! А сейчас давайте сложим все рассказы в большой конверт и отдадим на память дедушке Буквоеду.
- держи, дедушка! Не забывай нас! И придумай нам, пожалуйста, ещё какой-нибудь интересный кроссворд. До свидания.
Мы ждём тебя в гости. (Дед Буквоед уходит)
Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который лежит на ковре, открывает его, а там схемы.
8. Д/упр «Прочитай»
Картинки Картинки
жук дом
утка
портфель иголка слон ель морковка
( дети читают: Жду писем)
9. Рефлексия
О чём мы сегодня с вами говорили? Кто приходил к нам в гости? Что нового и интересного было на занятии?